Пропавшие год назад мать с ребенком нашлись в монастыре

Семилетний Дима тайком посылал папе SMS, которые помогли близким вычислить местонахождение беглецов.

Елена категорически отказывается возвращаться домой - говорит, что в монастыре ей хорошо. Фото: ГУМВД в Полтавской области.

Минувшим летом в редакцию пришла со слезами на глазах жительница Полтавы Татьяна - просила помочь найти ее младшую сестру Елену с племянником. В феврале 2013 года они уехали в храм и не вернулись. Родственники подключили милицию - те искали Елену и Диму по церквям, отсылали запросы в епархии. Никто не отзывался. Мы написали о беглецах в газете, подключили коллег из украинского выпуска программы "Жди меня". И вот недавно Елена и Дима нашлись.
 
Послеродовую депрессию лечила молитвой
 
- Сестре 47 лет, она поздно вышла замуж, поздно родила ребенка, - рассказывает Татьяна. - После родов у нее началась депрессия. Она пыталась побороть недуг с помощью медиков, а потом подруга посоветовала пойти в церковь.
 
Елена ездила на так называемую вычитку в Комсомольск Полтавской области. А потом и Диму стала с собой брать. Долгое время жила там при Николаевском соборе, потом в общежитии. Там в феврале 2013 года их навещали муж и сестра. После Елена с сыном уехали в Киево-Печерскую лавру и пропали.
 
Лишь однажды женщина позвонила сестре на мобильный - на Прощеное воскресенье. Попросила прощения и отключила телефон. А не так давно на телефон мужа Елены пришла SМS от Димы.
 
- Он, видимо, тайком написал, что скучает по папе. Пытались звонить, но мобильный был отключен, - вздыхает Татьяна. - Мне так племянника жалко. Ему осенью в первый класс надо было идти, а он странствует…
 
Татьяна надеялась встретить сестру в Киеве во время празднования 1025-летия Крещения Руси. Полдня простояла в Лавре, надеялась, что Лена не пропустит торжественной службы, но безуспешно. По фото прихожанку Елену и мальчика Дмитрия опознали в Михайловском соборе и Голосеевском монастыре, но о месте нахождения никто ничего не знал.
 
На скитания давали деньги прихожане и священники 
 
За год Елена объездила практически все храмы страны: Киев, Почаев, Тернополь, Донецк... И лишь отец Андрей из храма Святого великомученика и целителя Пантелеймона (Луганск) сообщил милиции, что Елена с сынишкой живут в церковном приюте.
 
- Когда они приехали в Луганск, на улице стоял тридцатиградусный мороз, - рассказала послушница местного монастыря. - Мы не могли не приютить мать с ребенком. Сейчас Елена работает у нас, а мальчик посещает воскресную школу. Они в тепле, накормлены, одеты.
 
Да только возвращаться домой Елена наотрез отказалась.
 
- Муж меня бил, часто приходил домой пьяным. Когда я от него ушла, родные мне не помогли, я была вынуждена скитаться. Спала с сыном на вокзале, посещала храмы. Почти два месяца мы прожили в Почаеве. На дорогу часто давали деньги священники. Сейчас у нас все хорошо, - заверила милицию женщина.
 
Семилетний Дмитрий на камеру поддержал маму - рассказал следователю, как он в церкви поет, исповедуется и причащается, хочет стать священником. А вот его тетя Татьяна уверяет, что мальчик очень скучает по дому.
 
- Елене действительно так плохо дома? - спрашиваю у сестры.
 
- Я была в шоке от того, что она говорила на камеру. Да, с мужем у них последнее время не ладилось. Анатолий ругал жену за неприбранный дом, пустые кастрюли. Но он ее не бил. Он не забулдыга, есть квартира, работает на заводе. Понимаете, после того, как Лена ударилась в религию, она очень изменилась. Из мухи делала слона, отрывалась на всех. Перестала за собой следить. То, что ей негде в Полтаве жить, - неправда. Прописана она в квартире мужа. Я живу одна и всегда им рада. Да и наш родительский дом в селе пустой стоит, заезжай и живи.
 
- А почему Анатолий не заберет Диму?
 
- У него есть дети от первого брака. И внук есть. А у Лены Дима единственный и очень долгожданный ребенок. Никто у нее его не осмелится отобрать. Будем стараться убедить сестру вернуться домой. Пусть посещает местные храмы или уходит в монастырь - это ее дело. А Димке в школу нужно ходить, общаться со сверстниками. Я же вижу, как он этого хочет!
 
Нетипичная история
 
Есть дети бомжи, беспризорники, есть трудновоспитуемые. Дима не такой - у него есть родители, тетя и дядя, дом. Мальчик одет, накормлен. Да, он скромный, застенчивый, но очень смышленый - такими детьми всегда гордятся, ставят в пример. Только вот Диму почему-то жалко. При живых, трудоустроенных и вполне нормальных родных он никому не нужен. Мама страдает депрессией, но к врачам обращаться не хочет - как ее ни уговаривали близкие. Сына она, конечно, любит. Но вместо того, чтобы ходить с ним в зоопарк, в кино, ездить на море, устраивать детские праздники, таскает мальчика по храмам. Папа все это видит, но почему-то спасать сына не торопится. Тетя тоже радикальных мер не предпринимает - надеется уговорами повлиять на сестру. А тем временем мальчик растет, не зная, что такое семья, друзья, детство…
 
Вот такая нетипичная история про "сироту" при живых родителях. 
 
Комментарий соцслужб
 
Родителей, которые не водят детей в школу, штрафуют
 
- Лишать родительских прав - крайняя мера, - говорит Ирина Науменко, заведующая службой по делам детей Октябрьского райсовета Полтавы. - Если ребенок не ходит в школу, ответственность должны нести мама и папа в равной степени. Когда ребенку исполняется 6 лет, мы предупреждаем об ответственности, а после семи можем наказать.
 
В Кодексе Украины об административных правонарушениях есть статья 184 - уклонение родителей от исполнения обязанностей относительно обучения и воспитания детей. Но для этого родные, знакомые или милиция должны сообщить в соцслужбу о такой семье. О семействе Собакар чиновникам никто не сообщал. Правда,  ответственность по данной статье просто смешная - штраф 51 гривна. 
 
Комментарий медика
 
"Психозы нужно лечить" 
 
Виталий ЗАКЛАДНЫЙ, главврач Полтавского областного психоневрологического диспансера:
 
- На ранних стадиях послеродовые психозы легко поддаются лечению. Но бывали случаи, когда все заканчивалось шизофренией. Женщины порой становятся неадекватны, могут навредить ребенку. Так что задача родных - убедить женщину, страдающую подобными психозами, пройти медикаментозное лечение.
 
То, что героиня вашей статьи верующая, очень хорошо. Вера в этом случае поможет ей быстрее справиться  с недугом. Ведь даже после одной исповеди любому человеку становится намного легче.
 
Советую родным Елены пообщаться со священником, которому она доверяет, и пусть он убедит ее обратиться к врачам.