В сокровищницах киностудии Довженко

"Комсомолка" прогулялся по киностудии им. Довженко и узнала, где хранится костюм Голохвастова и откуда тут "Бьюик" арабского шейха.

Вот такие были раньше кииноафиши.

Сейчас на гигантской территории работает всего один музей - посвященный Довженко. В трех небольших комнатках - наброски, которые Александр Петрович делал к незаконченной "Поэме о море", фото с проб к "Щорсу", его фуражка и пиджак. Часть экспонатов подарила вдова режиссера Юлия Солнцева, часть - передали в Киев со всех уголков страны. Атмосфера в комнатках - словно в намоленном храме. Добрая и творческая. 
 
Правда, чтобы попасть в музей, придется потрудиться. Экскурсовода здесь нет. Еще несколько лет назад экспозицию показывали школьникам, теперь - только гостям студии. 
 
В последние годы штат сотрудников урезали донельзя. Здесь больше нет пошивочного цеха, над реквизитом к новым фильмам уже не трудятся бутафоры. А помещения, где хранятся уникальные предметы с вековой историей, даже не отапливаются. Да и люди, которые остались на студии, работают не за зарплаты, а благодаря огромной любви к кино. 
Раиса Дорошенко включила нам 200-летний полифон. Работает, потому что сделано не в Китае.
 
Девятка-то - тю-тю!
 
40 лет назад для съемок легендарных "стариков" Леонид Быков зубами вырвал 4 самолета Як-18П. На одном из них тогда рисовали звездочки за каждую сбитую вражескую машину. Этот же самолет Маэстро "махнул не глядя" на немецкий "мессершмитт". И прибавил, что "девяточка - тю-тю". 
 
Теперь, через 40 лет, девяточка действительно "тю-тю". Остатки самолета хранятся в ангаре киностудии Довженко. У машины сняли крылья и хвост. А кабина покрыта сантиметровым слоем пыли.
 
 - В 90-е с самолетов счищали слои краски. И когда на этом под очередным слоем увидали те самые звезды - были в восторге, - вспоминает начальник игрового автопарка Петр Доставалов. - Тогда еще школьный друг Быкова, помню, объявился. Так предложил "махнуть не глядя" этот самолет на новенький. Но студия отказалась.
Увы, от легендарного самолета Мэстро мало что осталось.
Вход по-американски
 
В Музее Довженко хранятся 100-летние афиши. Некоторые постеры великих фильмов лежат, сложенные в пачки. Другие вставили в рамочки. Но и первые, и вторые заслуживают внимания. Какие там сноски! Мы публикуем самые интересные: "Во время сеанса работает электрический вентилятор", "Перед сеансом в вестибюле играет духовой оркестр". А вот эта - самая необычная:
 
"Стой! Вход по-американски! Не имея возможности демонстрировать этот фильм в дневные сеансы, кружок кино решил в этот день устроить сеансы по-американски, то есть: два человека на один билет. И этим дать возможность всем гражданам посмотреть на все те страшные муки, в которых рождалась советская власть в Украине", - написано на афише 1926 года к ленте "Трипольская трагедия". 
На этой карете разъезжали польские пани в фильме "Богдан Хмельницкий".
 
200-летний полифон
 
Уникальный раритет мы нашли в кабинете Довженко - невероятный инструмент полифон, которому больше 200 лет! Это большой деревянный шкаф со сложным устройством внутри - прародитель патефона. И он до сих пор работает! Вставляем внутрь огромную, кажется, жестяную пластинку с дырочками, крутим ручку и слушаем знаменитую "Голубку" Шульженко.  
 
- Я полагаю, что во время войны здесь стоял авиаполк. Потому что через дорогу был хорошо оборудованный аэродром. Именно на нем Петр Нестеров в 1913 году совершил свою мертвую петлю, - рассказывает сотрудница киностудии с 48-летним стажем Раиса Дорошенко. - В большом павильоне с одной стороны были конюшни, а с другой стороны - мастерские. А этот полифончик, я думаю, они слушали. Потому что в нем куча пластинок. 
В загашниках студии: можно одеть армию, бригаду строителей, ну или шайку разбойников.
 
"Материя шотландская, может, шарлатанская?"
 
В костюмерных киностудии хранятся сотни тысяч костюмов. Одних вышиванок здесь - не перечесть! Есть здесь и бушлаты из конской кожи, и меховые унты. 
 
Среди костюмов мы очень хотели найти форму "маэстро" из "стариков". Но увы - она хранится где-то среди сотен других. А вот парадный костюм Голохвастова из "За двумя зайцами" найти легко. Помните: "Материя шотландская, может, шарлатанская?" Это все о нем, родном. Ярко-фиолетовый пиджак в "гусиную лапку", цветастый жилет в розах, черно-белые брюки. Красота на вешалке! Нашлась и шляпка Прони Прокоповны. Розовый бархат, розовые розы. Удержаться и не примерить просто невозможно! Кстати, если шляпку использовали и в других фильмах, то костюм Голохвастова - никогда. 
 
"Бьюик" от шейха
Этот "бьюик" студии достался от арабского шейха. 
 
В автопарке киностудии - десятки ретроавто. Позавидовал бы любой коллекционер! Есть и военные грузовики, и 80-летние заграничные легковушки. И даже трактор! 
 
- Этот агрегат на железных колесах. Он снимался в "Белой птице с черной отметиной", в канадском фильме "Голодомор", - загибая пальцы, перечисляет Петр Доставалов. - А сделали трактор ориентировочно в 1926-1928 годах. 
 
Одна из самых больших гордостей парка - черный "Бьюик" 1962 года. Его киностудии подарил... шейх!
 
- Мы дружили с шейхом, однажды он даже посетил студию с экскурсией, - рассказывают старожилы студии. - А в 1962 году, когда СССР разорвал дипломатические отношения с шейхами, он оставил в Союзе весь свой гараж. Этот "Бьюик" попал сначала в КГБ, потом его передали на студию.
Наш корреспондент примерила шляпку Прони Прокоповны. Ей подошла.
 
ИНТЕРЕСНО
 
Костюмы - в аренду 
 
Сейчас фильмы на киностудии Довженко снимают не так часто, как раньше. Вот и решили - зачем тысячам костюмов пылиться просто так? Их, кроме самых дорогих и раритетных, решили сдавать в аренду. 
 
- Чаще всего берут фраки, наряды на тематические гангстерские вечеринки, обычные костюмы-троечки, - рассказывают в костюмерной. - Среди женских популярны цыганские и платья стиляг.