Это надо было видеть! Как стреляла Джима! Как вгрызались в соперниц сестры Семеренко! Как бежала Пидгрушна! Не думал, что меня, прожженного спортивного циника, повидавшего многое, настолько зацепит. Зацепило, да еще как!
Они сделали это! После болезней этого сезона, после неудач в предыдущих гонках… Зная, пусть далеко не все, о том, что происходит в эти дни на Родине… При не самой благожелательной обстановке на стадионе.
"Промолчать невозможно. Впервые в жизни видела такое, хотя обычно русские болельщики хорошо поддерживают украинских спортсменов на трассе и на трибунах. Всегда так же радуются и болеют за нас, как и мы - за русских.
Сегодня мы видели, как русские болельщики радовались промахам Вали Семеренко, как русские болельщики кричали нам по трассе, вспоминая войну, как кричали "промахнитесь, падайте" и так далее.
Я бежала и не верила в то, что такое могут кричать русские болельщики. Это не те люди, которые выходят на трассу и болеют за спорт. Те крики и возгласы, которые были на трассе, просто не укладываются в голове. Отказываюсь верить в то, что русские так могут. А это факт", - сказала после гонки капитан сборной Елена Пидгрушна на камеру российскому каналу "НТВ Плюс".
Но это не помешало украинкам. Наши оказались просто сильнее, быстрее, точнее. И заслужили этот успех.
ПОБЕДУ - УКРАИНЕ!
- Было очень тяжело, - со сбитым дыханием, хотя после финиша прошло больше полутора часов, говорила Джима. - И снег влажный, и напряжение - все в одном. Ты сам переживаешь и за себя, и за девочек, но, слава богу, все сложилось. Лыжки ехали хорошо - мегаспасибо смазчикам. Я счастлива - мы чемпионы! - заливается смехом Юля, исполняющая в нашей команде роль "мисс позитив". Настоящий "звоночек", хохотушка. Когда у нее спросили о составляющих успеха, Джима выдала: "Упорство! Вера! Сила! Лыжи!"
Лена Пидгрушна, хоть и сияла не меньше других, на правах капитана команды говорила серьезней. О серьезных вещах.
- Знаете, нам в преддверии гонки писали очень многие из Украины пожелания, все очень ждали победу. Я с утра встала, открываю почту свою - очень много писем с одинаковым содержанием: "Девчонки, выйдите на старт, победите, пожалуйста, для нас, для всей страны, для Украины". У нас получилось, и мы очень счастливы, хотим, чтобы люди порадовались дома и чтобы наконец что-то хорошее, позитивное произошло в нашей стране. Если никто не будет возражать, мы эту победу посвятим в первую очередь Украине, так как это первое наше золото в истории биатлона. Украине и украинскому биатлону.
|
…И ВСЕ ЗА ОДНОГО!
Они действительно были Командой до победного конца. Биатлонистки других команд, финишировавшие на первых этапах, уходили сквозь микст-зону в раздевалку, а украинки мерзли на морозе, поджидая партнерш по команде.
- Ну куда и зачем тут идти, давать интервью!? Тут надо поддержать морально, психологически. Отдать свои силы девчонкам. Те, которые сама не использовала, - под смех партнерш говорит Валя Семеренко. Можно лишь представить, что творилось у нее на душе, когда она, имея в запасе комфортнейшее преимущество в 40 секунд, на последнем рубеже допустила три промаха. Представить можно. Узнать и испытать такое - вряд ли.
- Я когда поднялась на пьедестал - разрыдалась и долго не могла остановиться. Но это слезы счастья были, - говорит Валя.
- А мне, наоборот, хотелось радоваться, прыгать от счастья, - рассказывает Вита.
- Что ты и делала! - вставляет фразу Пидгрушна. - Еще меня тормошила: Лена, вставай! У меня сил пошевелиться нет, а ты: прыгать! Конечно, у тебя же час после финиша прошел уже, - опять смех среди девочек. Невероятно усталых и столь же счастливых.
ПОЧЕМУ БЕЗ ФЛАГА?
В биатлоне нередко увидишь, как спортсмен, финиширующий с большим отрывом, берет в руки флаг своей страны и под овации публики пересекает "ленточку". Пидгрушна этого делать не стала.
- Золотой медалью не рискуют, - веско замечает Вита.
- Да, была бы там минута отрыва - тогда можно было с флагом, а так - нет, страшно, - поддерживает соратницу Юля. Сама же Пидгрушна, которой и довелось финишировать, призналась, что даже если бы кто-то дал ей флаг, то она просто не смогла бы его взять.
- У меня абсолютно не было никаких сил. Скажу честно, что у меня несколько раз подкашивались руки и ноги. Я думала, что уже все, не смогу. Если посмотрите повтор финиша, то увидите, что меня шатало уже всю. Я просто не смогла бы доехать с ним. Силы были не то что на исходе. Их не было вовсе! Я, когда вышла на прямую, слышу: Россия молчит. И понимаю, что, наверное, россиянка Оля Вилухина уже перестала бороться. А мне тренер кричал, что у Оли очень хорошие лыжи и мне надо быть осторожней на спуске. Я еще перед спуском (тем самым, злополучным, на котором было столько падений во время Олимпиады. - Прим. авт.) "оттолкалась", выезжаю и слышу: наши кричат, но это все равно не тот гул, когда кричат, поддерживая сборную России. Я краем глаза смотрю на табло и вижу, что рядом со мной - никого… Фуххх!.. И подумала: "Как хорошо, что она раньше перестала бороться, чем я. Я бы уже не смогла".
Смогла. Смогли.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
"Ни одного вопроса без политики"
После победы золотых биатлонисток иностранную прессу больше интересовало их мнение о стране, а не спорт
- Сегодня ни одного вопроса не обходится без политики, - ответила на пресс-конференции Елена Пидгрушна на вопрос о том, тяжело ли было настроиться на гонку в связи с событиями в Киеве и стране в целом. - Пройдя "круг почета" сквозь журналистов, каждый из вас задавал вопрос - один и тот же. Насчет концентрации я могу сказать одно: мы - профессионалы в своем деле, мы более чем по 15 лет в биатлоне, долго готовились к этим стартам. И, несмотря на все события, которые происходят сегодня дома, мы думали только о том, что мы ДОЛЖНЫ делать, что мы УМЕЕМ делать и КАК нам это сделать. Это принесло свои плоды сегодня.
- Лена, не секрет, что ваш муж-политик (Алексей Кайда из "Свободы". - Прим. ред.) задействован в происходящем сейчас. И вы наверняка переживали за него и за всех? Как-то он вас поддерживал?
- Скажу честно, после предыдущих нескольких стартов у меня были минуты расстройства и были моменты, когда он со мной общался и говорил: "Я не знаю, чем тебя поддержать, что тебе сказать и как в данный момент поднять тебе настроение". Но могу сказать ему огромное спасибо за то, что он максимально оградил меня от тех событий, которые происходили дома, а девчонок - их родные и близкие. Мы, наверное, знали минимум из того, что происходит.
А говорит он мне всегда только одно: что любит меня и верит в меня.