Киев пугает, новости из столицы шокируют. Люди стоят насмерть и готовы сойтись стенка на стенку врукопашную. Украинцы убивают друг друга… Мы перешли ту черту, возле которой должны были замереть.
В среду СБУ сделала жесткое заявление: на всей территории Украины началась антитеррористическая операция. "Комсомолка" разобралась, что это значит.
Что это такое?
Согласно закону "О борьбе с терроризмом" антитеррористическая операция - это комплекс скоординированных специальных действий, направленных на предупреждение, предотвращение или прекращение преступных действий, осуществляемых с террористической целью, освобождение заложников, минимизацию последствий террористического акта или иного преступления, осуществляемого с террористической целью.
Какие силы участвуют в операции?
В заявлении председателя Службы безопасности Александра Якименко разъяснялось, что к операции привлекли сотрудников СБУ, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Пограничной службы, центральные и местные органы власти.
Когда она проводится?
О начале операции объявляют, если есть угроза жизни и здоровью людей, интересам общества, государства. И без применения спецсредств и установления спецрежима устранить угрозу не представляется возможным.
Кто дает старт операции?
Начало согласовывается с руководителем Антитеррористического центра при СБУ. Дополнительной отмашки президента или Верховной Рады не нужно. В этом, в принципе, и является главное отличие антитеррористической операции от чрезвычайного положения, для которого нужно согласие депутатов.
Что могут делать силовики в рамках операции?
Могут установить специальный режим. Правопорядок контролируется специально созданной патрульно-охранной службой. Силовики имеют право заблокировать район, где существует угроза террористического акта. У них есть мандат на ведение переговоров с террористами и право на силовую фазу, на задержание либо физическую ликвидацию террористов.
Любого гражданина правоохранители смогут остановить и попросить предъявить документы, обыскать. Так что без паспорта из квартир лучше не выходить. Разрешено проводить обыск помещений, досматривать личные вещи и транспорт. В случае сопротивления этим требованиям людей имеют право задержать и доставить в органы внутренних дел.
Также может быть временно прекращена работа предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районе проведения операции. Может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов. Должностные лица, привлеченные к операции, в районе ее проведения имеют право применять оружие и спецсредства.
ОФИЦИАЛЬНО
Глава СБУ Александр ЯКИМЕНКО:
- События последних суток в Украине показали нарастающую эскалацию силовых противостояний и массовое применение оружия со стороны экстремистки настроенных группировок. Во многих регионах страны захватываются местные органы власти, структуры МВД, СБУ, прокуратуры, военные части, склады с боеприпасами. Горят помещения судов, вандалы уничтожают частные квартиры, убивают мирных граждан. Так, только за последние сутки (19 февраля. - Ред.) более 1500 единиц огнестрельного оружия и 100 тысяч патронов оказались в руках преступников.
Это уже проявления терроризма! Радикальные и экстремистские группировки своими действиями несут реальную угрозу жизни миллионов людей. В связи с этим Службой безопасности Украины и антитеррористическим центром при СБУ принято решение о начале подготовки к проведению на территории Украины антитеррористической операции.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Руководитель Киева хочет быть беспартийным
После очередного обострения конфликта, подавленный сообщениями о десятках убийств, глава КГГА Владимир МАКЕЕНКО выступил с видеообращением к горожанам, президенту и руководителям силовых структур:
|
- Это трагедия. Я готов сделать все для прекращения братоубийства и кровопролития в сердце Украины - на Майдане Незалежности. Человеческая жизнь должна быть высшей ценностью в нашем государстве и ничто не может противоречить этому принципу.
Я принял решение выйти из рядов Партии регионов и принять личную ответственность за жизнедеятельность города Киева. Мы должны руководствоваться только интересами народа, это единственный шанс сохранить жизнь людей. Никакая власть не стоит человеческих жертв. Ни один олигарх не погиб, ни один политик не погиб. А я как руководитель Киевской администрации занимаюсь погребением десятков простых людей.
Предлагаю каждому народному депутату независимо от партийного билета стать живой цепью между гражданами Украины в форме и гражданами Украины в гражданской одежде.
ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ
Кто скажет "Гав?"
|
Заспорили с коллегой: ему происходящее в Киеве напоминает площадь Тяньаньмэнь в 1989-м, мне - Вильнюс в 1991-м.
Сижу перед телевизором и провожу параллели: в Литве демонами были объявлены бойцы спецназа "Альфы", в Украине во всем винят "Беркут". И в первом случае, и во втором появляются сакральные жертвы - они жизненно необходимы кукловодам для того, чтобы "ускорить процесс и прорвать нарыв" - будь это борьба за независимость или попытка государственного переворота. И там, и там запределен уровень вооружения - в Вильнюсе из некоторых тел погибших были извлечены пули от винтовок образца 1896 года, явно откопанных из схронов дедов-"лесных братьев". Киевский Майдан, судя по поступающей информации, тоже вооружен до зубов чем ни попадя - при развале СССР с армейских складов не тащили разве что ядерные боеголовки...
Почему власть позволила Майдану почти три месяца спокойно вооружаться - это один вопрос, пусть на него отвечают историки лет через двадцать. Дальше, судя по всему, будет только хуже: широкие народные массы начнут захватывать отделения милиции, оружейные магазины и военные склады, вооружая карликовые неуправляемые армии, которые могут появиться в каждом селе и в конце концов начнут воевать друг с другом. Все давно описано до деталей - от печенья, которые раздавала на баррикадах официальный представитель Госдепа США Виктория Нуланд, - до цветочков, которые митингующие красиво и трогательно дарили солдатам.
Пока на Майдане все было относительно мирно, сценаристом всех этих спектаклей считался американский профессор Джин Шарп, автор книги "От диктатуры к демократии", в который были сформулированы 198 методов ненасильственного свержения власти.
Два года назад, когда мы с ним встречались в Бостоне, он сказал следующее: "На самом деле ненасильственная борьба не означает, что вы в безопасности. Это значит, что может быть убито несколько меньше человек, чем при насилии". Когда же я попыталась уточнить, каким образом в эту его теорию вписываются "сакральные жертвы", профессор занервничал и назвал это "советской пропагандой". Честно сказать, я так и не поняла до конца - то ли старик столь мастерски играл, то ли действительно жил в мире своих библиотечных иллюзий?
Теперь я думаю другом. О том, что технология Шарпа, знанием которой мы так гордимся, - это товар залежалый, потому что революции одна за другой из ненасильственных становятся кровавыми. Не сами по себе, конечно: в 1991 году литовским баррикадам помогала Америка, командировав туда зарубежного литовца и капитана элитного американского отряда "Зеленые береты" Андрюса Эйва. Судя по боям, которые нам сейчас показывают по телевизору, и арсеналу оружия, скопленного в киевских палатках, обитатели Майдана в военном деле тоже давно не новички. Кто-то их инструктировал, и не сейчас, а гораздо раньше. К гадалке ходить не надо, кто? - прибалтийские друзья из НАТО. Доподлинно известно, что украинские националисты обучались на территории эстонской военной базы еще в 2006 году. И не они одни - скорее всего, побывали там и белорусы, и грузины, и молдаване. Не удивлюсь, кстати, если и сейчас среди убитых и раненых на Майдане найдутся граждане других стран.
Удивлюсь другому - если сильные мира сего (неважно кто - Путин, Обама, Меркель, королева Британии, Алла Пугачева или сэр Маккартни) не скажут украинцам какое-нибудь мощное "Гав!", приказав немедленно остановиться, поскольку капли от крови разрываемой на части Украины неизбежно забрызгают всех - и США, и Европу, и Россию.
Весь вопрос только в том, готовы ли украинцы слушать?