"Иногда человек внезапно смертен", - сказал писатель Михаил Булгаков устами героя "Мастера и Маргариты" Воланда. Но если нет - если жизненные силы медленно подтачивают болезнь и старость, а последние недели жизни приходится не прожить, а страдать? Такого исхода, наверное, боится каждый человек. О таком переживают все дети, чьи родители уже в преклонном возрасте и с букетом безнадежных диагнозов. Самое страшное - когда близкий и родной человек не просто болен, а умирает в муках. В такую минуту готовы отдать последние деньги доктору, чтобы тот облегчил страдания. Но что делать, если врач помочь откажется?
- Наша семья пережила кошмар наяву. Бабушка Надя, которой было 88 лет, слегла от болезни Альцгеймера. Из больницы ее выписали домой доживать последние дни. Но еще несколько месяцев старушка промучилась. Отказывали рефлексы один за другим. Она уже не могла говорить, но мы видели, как ужасно бабушка страдала, - рассказала "КП" читательница Ксения (фамилию девушка просила не указывать). - Вызывали скорую много раз. Приехали врачи лишь дважды. Затем были отговорки, мол, "после двух инсультов, с таким диагнозом и в таком возрасте мы ничем не поможем". На подстанции скорой сказали прямым текстом, что безнадежную пациентку ни одна больница не примет. Повезло лишь с сиделкой - она колола бабушке успокоительное и анальгетики, снимала боль. Когда бабушка умерла, у меня было чувство, что мы предали ее. Неужели не предусмотрено никаких мер поддержки для безнадежных пациентов, чтобы они ушли достойно?
История действительно шокирующая. Тем более что может приключиться в любой семье. В сентябре 2013 года "Комсомолка" писала о том, как скорая помощь не захотела госпитализировать 80-летнего дедушку с воспалением легких. К счастью, родные нашли медсестру, которая помогла деду выкарабкаться.
К сожалению, Ксения обратилась в газету уже после того, как похоронила родного человека. Ведь на самом деле помочь бабушке Наде можно было. Не только родные могут нанять сиделку, но и государство вправе определить пациента с неизлечимой болезнью в серьезной стадии на госпитализацию с нормальным круглосуточным уходом и приемом обезболивающих препаратов. Даже с психологическим сопровождением больных и их родственников. Возможности такие есть, но кто об этом знает? Единицы. Врачи скорой помощи не спешат советовать госпитализацию в хосписы. Так же ведут себя и участковые.
Юрист: "За это можно посадить"
Адвокат Павел Онищенко в истории Ксении увидел два проблемных вопроса, которые могут стать поводом к разбирательствам. Первый - отказ приехать к безнадежному пациенту.
- Уже первая статья Закона "Об экстренной медицинской помощи" определяет, что она направлена на "спасение и сохранение жизни человека в неотложном состоянии". Иными словами, скорая должна приехать к больному при любом ухудшении здоровья, которое представляет прямую и неотвратимую угрозу жизни, - считает юрист.
В статье 3 того же закона говорится о том, что помощь должна быть качественной и своевременной. Врач скорой, который не реагирует на вызов и отказывается осуществить выезд, действует незаконно, резюмирует эксперт. Медиков можно привлечь за это к ответственности. Однако прежде чем обращаться в суд, надо иметь хотя бы свидетелей того, что вызов скорой был безрезультатным.
Второй важный вопрос - можно ли отказать в госпитализации человеку, чьи дни предсказуемо сочтены? Согласно "Основам законодательства Украины о здравоохранении", ст. 33, направление пациентов в учреждения вторичной (больницы) и третичной (институты) медпомощи осуществляется либо планово, либо в экстренном порядке. То есть участковым доктором или врачом скорой.
Госпитализация показана людям, которым требуются интенсивное лечение и круглосуточный уход. Однако тут речь больше идет о пациентах, чьи шансы выйти из острого состояния велики. Больным, доживающим последние недели или дни, оказывается паллиативная помощь (поддерживающая). Ее регулирует приказ Минздрава "Об организации паллиативной помощи в Украине" от 21.01.2013 № 41.
- По определению она должна облегчить страдания неизлечимо больного человека и помочь членам его семьи. Паллиативную помощь можно предоставить как дома, так и в условиях стационара, но не в обычной больнице, а в хосписе, - объясняет Павел Онищенко. - В соответствии с п. 2.1 раздела II "Примерного положения о заведении здравоохранения "хоспис", утвержденного приказом МОЗ от 30.12.2011 года, одна из основных задач учреждения - круглосуточное предоставление медпомощи пациенту, а также медико-психологической реабилитации членам его семьи. Направление в хоспис может дать лечащий врач, у которого больной стоит на учете.
Медик: Врачи хотят помочь, но не имеют возможности
- Это проблема ресурса, - считает кардиолог и постоянный эксперт "Комсомолки" Тарас Чабан. - Вопрос не в том, что врачи не хотят помочь, а в том, что возможности их очень ограничены. В стране существует очень немного хосписов, куда попадает небольшой процент от всех безнадежно больных пациентов. Не хватает не только специальных больниц, но и кадров.
Как замечает эксперт, стационары сейчас переполнены, потому что теплая зима принесла сезон пневмоний, инсультов и инфарктов. Специалистов не хватает порой даже в клиниках крупных городов, что уже говорить о периферии.
По словам Тараса Чабана, каждая бригада скорой, отправляясь на вызовы, имеет представление о том, сколько людей находится в стационарах. Если перед доктором стоит вопрос, отправить в больницу на свободную койку пациента с перспективами на выздоровление или больного в плачевном состоянии, медик вынужден делать свой нелегкий выбор.
- Можно сказать, что врачи сегодня поставлены в условия военно-полевой доктрины, где выбирать между перспективными ранеными и безнадежными приходится постоянно. В эти условия поставлена вся медицинская отрасль, - говорит Тарас Чабан.
Давайте сравним: та же бабушка в американской Флориде сразу бы попала в больницу - по страховке, где доживала бы спокойно и в уюте последние дни. Даже больных в коме стационары Запада тянут годами. Почему? Наверное, потому что понятно, кто платит. Если у нас платит государство, то платит мало. Если пациент - то это взятка. Врач же не обязан работать за копейки даже ради клятвы Гиппократа, если за эти копейки ему надо прокормить семью.
По словам Тараса Ивановича, система вечного ограничения и выбора сформировала среди медиков плохие стереотипы. Приходит, к примеру, на прием мужчина 56 лет с жалобами на давление, а ему отвечают: "А что вы хотели - вам же 56!". Как будто это ответ на его жалобу. На самом деле контролировать давление можно и в 56, и позже. Но процесс старения сосудов запущен, и врач не заинтересован с этим разбираться, проводить обследование или определять человека в больницу.
- Попасть в хоспис вообще сложно. Направление надо выбегать. Могут еще и в очередь поставить, а какая очередь, если человеку уже плохо и он "на пороге"? -резюмирует эксперт.