Археолог раскопал усыпальницу, которой 2600 лет!

Исторический уникум обнаружили внутри кургана в Тернопольской области

Николай Бандривский показывает древнее захоронение.

Исторический уникум обнаружили внутри кургана в Тернопольской области.

На создание кургана понадобилось десятки тонн камней

В VI веке до Рождества Христова на месте современного Подолья существовало государство Неврида. А сегодня это часть сельхозугодий села Швайкивцы Тернопольской области. Именно в тех местах археолог, кандидат исторических наук Николай Бандривский и приметил курган диаметром примерно в 40 метров. Достаточно веский сигнал, чтобы начать раскопки.

- Я ожидал найти захоронение жителя Невриды, - объясняет специалист института украиноведения имени Ивана Крипякевича НАН Украины. - И вдруг такая удача! Без сомнения, усыпальница в Швайкивцах - археологическая находка европейского, нет, мирового значения!

Мои коллеги из Ленинграда в 1979 году обнаружили усыпальницу V-VI века до Рождества Христова на правом берегу Днестра в Черновицкой области. Все предметы из нее попали в Эрмитаж и стали одними из ценнейших экспонатов. Но эта усыпальница, по-видимому, принадлежавшая богатому невриду, просто уникальна по своей масштабности.

- Что она собой представляет?

- В своей центральной части это четырехугольник пять на пять метров. Боковые стороны вымощены каменными плитами, а на углах стоят 12 столбов толщиной по 45 см. Каждый вкопан на глубину 1,5 метра. Там явно было несколько крытых галерей.

- Какой строительный материал использовали в Невриде?

- Известь и глину. На возведение усыпальницы понадобились десятки тонн камней и колоссальные физические затраты! Потолок в ней расписан белыми и голубыми красками: зодчие тех времен заботились о благолепии и удобстве.

Панцири, посуда и… ситечко для вина

Глаза археолога радостно блестят. Он говорит с азартом - будто вместе со своим рассказом переносится на 2600 лет назад и видит, что происходило на территории Украины в те далекие времена…

- Усыпальницу возводили только для умершего?

- Ее строили еще при жизни военного аристократа, для которого она предназначалась. После его кончины туда постоянно приходили родственники. Об этом свидетельствуют найденные нами предметы, с помощью которых проводились культовые священнодействия.

- Что именно вам удалось обнаружить?

- Мы нашли два панциря. Любопытно, как они сделаны. На коже в три слоя прикреплена металлическая чешуя с пластинками по 1,5 - 2 см. На каждом панцире помещалось от 5 до 7 тысяч таких чешуек. От подобной брони отскакивали стрелы! Нашли мы также бронзовый котел диаметром около 50 см и два железных топора, висевшие на столбах. Топоры необычные, с рукояткой по 80 см - боевое оружие всадника, который на скаку рубил пеших воинов. Хорошо сохранилось множество керамической и бронзовой посуды, в том числе бронзовое ситечко для процеживания вина. Вероятно, изготовили его в Этрурии - древнейшем государстве. Именно такие находили в богатых скифских курганах в Украине. Ценная находка и ножны от короткого кинжала акинака: прекрасная ажурная работа из серебра и позолоты.

- Где будут экспонироваться эти вещи?

- В одном из музеев Львова, но в каком, я пока не могу точно сказать.

- По окончании раскопок что будет на этом месте?

- Земля, где находится курган, недавно была изъята из сельскохозяйственного пользования и передана в собственность государства. Курган уже не будут распахивать, как раньше. А усыпальницу закроют землей.

ДЕНЕЖКИ

Какова стоимость находок?

- Прежде всего я собираюсь продолжить исследования с учеными Западной Европы, ведь найдены большие исторические общеевропейские ценности, - говорит Николай Бандривский. - А поскольку аналогов им нет, то в денежном эквиваленте цифра будет со многими нулями. Но точнее сказать - эти находки бесценны!

Богатые коллекционеры могут только мечтать о такого рода уникальных экспонатах и готовы выложить за них огромные суммы. Однако, как правило, научные устремления многих археологов настолько чисты и далеки от материальной корысти, что такие находки занимают достойное место в музеях, где на них ценника не вешают, чтобы никого не искушать.