Четыре способа изменить Конституцию

Конституционная реформа не за горами. И судя по всему, нам не избежать третьей смены Основного закона. Вопрос только в том, чья доктрина победит и какие правила в нем пропишут.

Клятва на Конституции. Полноправным президент станет лишь после того, как присягнет на Пересопницком Евангелии и Конституции. Фото: Андрей МОСИЕНКО.

Свои изменения уже подготовили все парламентские фракции, кроме "Свободы", которые обещают поддержать товарищей по оппозиции. Но хотя сведенного проекта Конституции еще нет, разночтения уже начались. Оказалось, что у оппозиционных партий разные взгляды на полномочия ветвей власти, главным образом на функции президента. Так, Виталий Кличко предлагает расширить их, а Арсений Яценюк максимально ограничить, используя принципы классической парламентско-президентской республики. А с предложениями коллег по оппозиции у Яценюка "категорически не согласны" и даже обсуждать их не хотят.
 
Предложения уже сформированы, их передали прессе, аппарату Рады, в Администрацию президента, где тоже готовят свои предложения. Изучив документы, первый замглавы Администрации президента Андрей Портнов сделал вывод, что оппозиционеры отказались от идеи возвращать Конституцию 2004 года и согласились писать совершенно новый проект. Консультации по нему продолжаются, и у оппозиции все еще остаются надежды, что шаг к новой Конституции сделают в ближайшее время. Хотя в противоположном лагере говорят, что до осени изменений ждать не стоит. 
 
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
 
Реформы 
 
Основного закона
 
28 июня 1996 года - принята Конституция независимой Украины.
 
16 апреля 2000 года - проведен референдум по изменению Конституции. Люди проголосовали за двухпалатный парламент, отменили депутатскую неприкосновенность, сократили количество депутатов до 300 человек. Но Рада проигнорировала итоги волеизъявления.
 
8 декабря 2004 года - Верховная Рада изменила Конституцию. Одобрили переход к парламентско-президентской республике, срок полномочий Рады продлили с 4 до 5 лет.
 
30 сентября 2010 года - Конституционный суд принял решение, что действующий Основной закон утвержден с нарушением регламентной процедуры. Страна вернулась к Конституции 1996 года. 
 
КСТАТИ 
 
Четыре способа изменить Конституцию
 
1. Двойное голосование в Верховной Раде. На одной сессии депутаты принимают текст новой Конституции 226 голосами, на следующей сессии его должны поддержать минимум 300.
 
2. Конституционный суд отзывает свое решение от 30 сентября 2010 года, которым отменили Конституцию 2004 года.
 
3. Рада принимает акт или меморандум, которым признает сентябрьское решение Конституционного суда нелегитимным.
 
4. Новый текст Конституции поддержит все­украинский референдум. 
 
МНЕНИЕ
 
Петр СИМОНЕНКО, лидер КПУ:
 
Фото: Константин Буновский.
- Ситуация в стране очень серьезна, к тому же ее подогревают и внешние факторы. Поэтому необходимы радикальные изменения. Но чтобы провести их правильно, спешить нельзя. Невозможно механически перенести в Конституцию те изменения, которые были внесены в 2004 году. Изменения нужно вносить в соответствии с законодательством, то есть так, как прописано в Основном законе и регламенте Верховной Рады.
 
Изменения в Конституцию должны быть такими, которые реально будут защищать интересы наших граждан, создадут эффективную вертикаль власти, вернут народовластие. Необходимо не просто прописать права граждан, но и то, как государство обеспечивает реализацию этих прав. Сегодня написано - "гражданин имеет право на труд". А должно быть - "государство гарантирует право на труд". То же касается и гарантий на бесплатную медицину и образование.
 
Поэтому коммунисты подошли к этому вопросу серьезно и уже разработали свой вариант Конституции. Главное изменение - должность президента нужно отменить. Если же это не найдет поддержки среди других политических сил, то мы готовы пойти на компромисс - ввести парламентско-президентскую форму правления и свести полномочия президента к минимуму.
 
Кто и как хочет изменить Основной закон?
 ПартииПартии
ПунктыВласть*"Батьківщина"УДАРКПУ
Президент
  • получает монополию на назначение судей.
  • получает право роспуска Рады, если депутаты не успеют в срок сформировать Кабмин.
  • упрощается процедура импичмента. Президента можно будет уволить за "совершение преступления".
  • лишается права формировать министерства,  назначать и увольнять министров, губернаторов и послов.
  • ограничивается право главы государства на роспуск парламента.
  • глава государства не руководит внешней политикой, а только представляет Украину на международной арене.
  • создает суды, вручает награды, присваивает звания и ранги.
  • подписывает законы парламента и имеет право вето.
  • теряет право назначать внеочередные выборы в Раду.
  • вносит на рассмотрение Рады кандидатуру премьера.
  • при согласии ВР назначает генпрокурора. 
  • назначает половину состава НБУ. 
  • вносит в Раду представление об объявлении войны, военного положения.
  • должность отменяется.
  • как вариант, полномочия президента сводятся к минимуму: глава государства принимает верительные грамоты от дипломатов, вручает госнаграды. 
Кабмин
  • персональный состав Кабмина контролирует и формирует Верховная Рада.
  • назначает и увольняет министров Верховная Рада.
  • создает министерства, назначает губернаторов.
  • премьера выдвигает президент, премьер готовит команду министров, а назначает их всех парламент.
  • назначает губернаторов.
  • назначает и увольняет премьера и весь состав правительства парламент. Депутаты утверждают программу деятельности правительства. 
  • КМ имеет право приостанавливать действие правовых актов АРК, отменять акты министерств и ведомств, решения и распоряжения местных советов.
Верховная Рада
  • согласовывает назначение председателя СБУ, главы внешней разведки и генпрокурора, кандидатуры которых вносит президент.
  • сможет инициировать импичмент президенту 150 голосами.
  • третью голосов может начать процедуру импичмента президента. Может уволить президента без поддержки Конституционного суда.
  • издает постановления, обязательные для исполнения КМ. Может уволить министров.
  • назначает генпрокурора, председателя СБУ, председателя Антимонопольного комитета.
  • депутаты избираются на 5 лет.
  • разрешается избираться ранее судимым за нетяжкие преступления.
  • две трети депутатов могут объявить импичмент президенту.
  • Рада участвует в формировании и увольнении Кабмина, может высказать недоверие генпрокурору.
  • выборы проходят по пропорциональной системе.
  • вводится императивный мандат.
  • формируется специальная организация - Народный контроль, которая следит за депутатами.
  • парламент назначает судей Верховного суда и высших спецсудов.
Местное самоуправление
  • появляется институт народной законодательной инициативы и институт народного вето, которые могут провести референдум и отменить принятые парламентом законы.
  • обладминистрации ликвидируются, регионами управляют облсоветы.
  • создается Высший совет госслужбы, который дает согласие на назначение высших госслужащих.
  • бюджетные полномочия от администраций переходят органам местного самоуправления.
  • местной общине передается значительно больше прав. Страна становится федерацией.
  • все спорные вопросы решаются на референдумах.
  • исполнительную власть в регионах передают исполнительным комитетам, подконтрольным правительству.

* На основе наработок Конституционной ассамблеи.