Эстафету революционного огня, зажженного в конце прошлого года в Украине, приняли на Балканах. В Боснии и Герцеговине на улицы высыпала молодежь с камнями и "коктейлями Молотова", а в клиники бесперебойным потоком потекли раненые - как со стороны погромщиков, так и полиции.
А начиналось все мирно. В городе Тузла на демонстрацию вышли рабочие нескольких фабрик. Их предприятия недавно были приватизированы, после чего владельцы объявили о банкротстве. Это стало последней каплей в объемную чашу терпения работяг. По официальным данным, уровень безработицы в стране составляет 27 процентов. По неофициальным - без работы каждый третий. Стоит ли удивляться, что мирная демонстрация новоиспеченных безработных в Тузле переросла в штурм местной администрации. К ним, по законам революционного жанра, присоединились солидарные жители регионов - городов Мостаре, Зенице, Бихаче и Сараево.
В Сараево недовольные приватизацией молодые люди забросали "коктейлями Молотова" президентский дворец и несколько часов не пропускали к нему пожарные расчеты. К выходным картинка из Сараево стала отчетливо напоминать Украину - баррикады, молодежь в масках, бутылки с зажигательной смесью. Недовольство коррупцией и экономическим недомоганием сменилось на требования отставки всей властной верхушки. Параллели напрашиваются сами собой. Тем более что усилия сараевских копов, к слову, мало чем отличались от их киевских коллег - слезоточивый газ, водометы, свето-шумовые гранаты, резиновые пули...
Вот только Соглашение об ассоциации с ЕС Босния подписала еще в 2008 году, что, как видно, не привело к благоденствию и процветанию. Открыв свои рынки, республика стремительно двинулась по экономической нисходящей.
Зато Евросоюз, нашедший новый рынок сбыта и дешевую рабсилу, вполне доволен. Может быть, поэтому реакция ЕС на беспорядки в Боснии диаметрально противоположна оценке украинских погромов. Официальную реакцию Союза озвучил глава миссии ЕС в Сараево Питер Серенсен: "Граждане имеют право выражать свое неудовольствие и мнение только мирным путем. Мы благодарим силы правопорядка и чрезвычайные службы за их усилия в экстремально сложных обстоятельствах".
Между тем боснийские власти пошли на первые уступки протестующим. В воскресенье вечером были отпущены все задержанные участники погромов. А в отставку подали главы самых неспокойных кантонов, в том числе и столичного Сараево. Однако радикалы говорят, что не уйдут с улиц до полной перезагрузки власти.
|
Из истории вопроса
20 лет назад закончилась гражданская война в Югославии. По Дейтонским соглашениям, Босния и Герцеговина стала федерацией из двух равноправных частей: Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. По документам они составляют одно государство, на деле же - две разные страны. В 2008 году Босния и Герцеговина подписала с Евросоюзом Соглашение об ассоциации и Соглашение об особых торговых мерах. Фактически у них с ЕС установлен режим свободной торговли.
Босния и Герцеговина - одно из беднейших государств в Европе. За последние 20 лет восстановить экономику пытались всем миром - там работала международная программа реконструкции, на которую выделили пять миллиардов долларов.
Вопросы ребром
Чего хотят демонстранты?
Люди требуют отставки правительства, голосования за закон о происхождении имущества, судебного преследования виновных в злоупотреблении властью, аннулирования незаконных приватизационных контрактов, создания независимой комиссии по борьбе с коррупцией, мер по содействию занятости, повышения зарплат сотрудникам предприятий и сокращения их для чиновников.
Введут ли войска?
События в Боснии и Герцеговине обсудили руководители Республики Сербской и соседней Сербии.
- Сейчас главное восстановить стабильность. Ситуация не сулит ничего хорошего и ставит под угрозу весь регион, - сказал заместитель премьер-министра Сербии Александр Вучич. - Теперь ясно, что ЕС потребуется направить дополнительные войска в Боснию.
В Европе, конечно, обеспокоены беспорядками в стране, которая претендует на членство в ЕС. Дипломаты обсуждают ситуацию. В понедельник боснийский вопрос звучал на встрече министров иностранных дел, после сирийского и украинского.
Мнения экспертов
"До межэтнических столкновений дойти не должно"
Елена ГУСЬКОВА, глава Центра по изучению балканского кризиса Института славяноведения РАН:
- Когда начались протесты социального характера на территории с большинством мусульманского населения, в Республике Сербской были выступления в их поддержку. Поэтому до межэтнических столкновений дойти не должно. Конечно, люди хотят изменить Дейтонские соглашения, на сегодня - это единственный документ, по которому существует БиГ. С 1995 года США пытались доработать его несколько раз, но в нем стояли очень лукавые формулировки, по которым фактически ликвидировалась Республика Сербская. РС на это, естественно, никогда не пойдет. Давно пора дать этим народам разработать самим свою конституци
"К кризису привели ошибки властей"
Алексей МЕЛЬНИК, содиректор Центра Разумкова:
- В основе кризиса - ошибки и просчеты властей Боснии и Герцеговины, социально-экономические проблемы. Ситуация постоянно ухудшалась и в конце концов перешла в фазу противостояния. События там развиваются гораздо быстрее, протесты значительно радикальнее украинских. А война там закончилась совсем недавно, у населения хранится много оружия. У активных участников протеста есть и боевой опыт, и посттравматический синдром. Так что там очень высока вероятность эскалации конфликта.