Не поменяли масло
Чиновники наконец-то придумали, как сделать наши лифты работающими и безопасными. Для этого им понадобится ни много ни мало – новое отдельное коммунальное предприятие. Называться оно будет соответствующе – "Запорожгорлифт" и возьмет на себя комплексную ответственность за работу подъемников. Как оказалось, мэрия пришла к выводу, что "Основание" (которое создали тоже относительно недавно - в 2012 году), не в состоянии держать лифтовое хозяйство в норме, так как у него нет ни достаточной технической базы, ни необходимых специалистов. "Основание" привлекало к работе частных подрядчиков, с которыми регулярно возникали проблемы из-за долгов.
- Для нового коммунального предприятия мы планируем создать диспетчерскую, закупить транспорт, необходимые запчасти, - рассказал директор департамента ЖКХ Валерий Безлепкин. – "Запорожгорлифт" заработает в течение полугода. Ну а пока неисправностями по старинке будут заниматься небольшие частные конторы по договоренности с "Основанием".
Только сейчас в городе стоят больше 200 лифтов. Около сотни подъемников в многоэтажках не работают из-за того, что "Основание" не рассчиталось с подрядчиками. Частникам должны 2,8 миллиона гривен. Еще четверть лифтов стоит из-за морозов.
- Дело в том, что обслуживающие предприятия вовремя не поменяли в редукторах обычное масло на "зимнее", - поясняет директор коммунального предприятия "Основание" Алексей Гавриков. – В результате оно загустело, и теперь его нужно греть соляркой или керосином.
Как только на топливо найдутся деньги, на части стоящих лифтов попробуют растворить замерзшее масло и запустить их.
Услуга подорожает
Но это только небольшая толика множества проблем. Так, из 3800 городских подъемников 2000 находятся в аварийном состоянии. То есть не сегодня, так завтра они начнут потихоньку выходить из строя, а значит, максимально быстро нужно переходить к капитальному ремонту. Кроме того, те кабины, которые и вовсе выкатали свой ресурс, нужно срочно менять на новые. И если частичное обновление подъемника обойдется в 20-50 тысяч гривен, то покупка и установка одного современного лифта украинского производства опустошит казну на 700 тысяч гривен. Расходы на импортные лифты наши финансисты даже не считали.
Для начала "Запорожгорлифт" планирует получить из горбюджета 10 миллионов. И на первое время этих денег должно хватить. Всего же на замену лифтов необходимо порядка 250 миллионов гривен.
Все эти перемены к тому же грозят подорожанием в графе платежки "обслуживание лифта". Специалисты уже не первый раз намекают на то, что 7 гривен в месяц с одной квартиры – это не совсем адекватная цена. Тем более что во всех остальных областных центрах платят в 2 - 3,5 раза больше. Но, перед тем как повысить стоимость услуги, чиновники клянутся обосновать каждую потраченную копейку. Пока же не выполняется даже обещание мэра разъяснить работы, которые жильцы оплачивают по графе "содержание дома". Вероятно потому, что большинство работ, заложенных в тариф, не проводятся.
Ну а главным аргументом для реформ и роста цен называют безопасность. Ведь неисправный лифт – это реальная угроза жизни. Особенно дискуссии на эту тему активизируются после трагических случаев. Так, в январе 2010 года погибла 20-летняя беременная Яна Лепехина, которую лифт раздавил между первым и вторым этажами. А в начале марта прошлого года 56-летняя Татьяна Пидопригора разбилась насмерть, упав в лифтовую шахту во время попытки самостоятельно выбраться из кабины, которая застряла между пятым и шестым этажами.
Уже сегодня проект создания нового специализированного предприятия "Запорожгорлифт" полностью готов, подсчитаны все расходы, и на следующей сессии депутаты горсовета должны его принять. Через полгода (такие временные рамки установили сами чиновники) мы сможем увидеть, насколько новое предприятие улучшит нам повседневные будни.
Только цифры
В городе насчитывается 3800 лифтов.
Из них 2000 нуждаются в ремонте.
200 лифтов стоят на капремонте.