Третья индустриальная революция вскоре перевернет всю нашу жизнь, утверждает стратегический аналитик Елена Ларина. Правда, она запоздала на 25 лет. Из-за гибели СССР.
- В 80-е годы у американцев дела были весьма грустные, - говорит Елена Ларина. - Двузначная инфляция, кризис в экономике, знаменитый черный вторник 1987 г. Прибыли упали практически до нуля. Деваться янки особо было некуда. Либо производить себе в убыток, либо проводить технологическую революцию. Но к ней в те времена мир был не вполне готов. Информационные технологии - мотор нынешней третьей индустриальной революции - не заработал еще на полную мощь. Так случилось по совершенно разным причинам, что СССР приказал долго жить, а США выжили.
А спасли западную экономику… рикши и кули! К чему роботы, если можно нещадно эксплуатировать практически бесплатных в ту пору, послушных и трудолюбивых китайцев?!
Секрет китайского чуда
- А при чем здесь СССР, Елена?
- Хотя после боев на острове Даманский в 1969-м наши отношения с Китаем были непростыми, но постепенно улучшались. И капиталисты опасались переносить производство в Китай. Вдруг Пекин вновь задружит с Москвой?! Когда же СССР рухнул, инвесторы из США и Британии стройными рядами и колоннами пошли в свободные экономические зоны КНР. Строить заводы и фабрики, где китайский рабочий заменил робота.
|
- Доказательства?
- Смотрим официальную китайскую статистику. В 80-е, при СССР, прямые инвестиции (деньги, вкладываемые не в спекуляцию, а в создание производственной инфраструктуры) в КНР из-за границы были меньше $2 млрд. в год. В 1992-м, СРАЗУ после крушения Союза, сказочно выросли - до $11 млрд.! 1993 г. - 27 млрд., 1997 г. -
46, далее - все больше и больше.
- Так вот в чем секрет экономического чуда Китая? Западные инвестиции, технологии, оборудование и дешевая китайская рабсила!
- Ныне китайцы за десятки долларов работать уже не хотят. Средняя зарплата в КНР превысила $650, а с учетом покупательной способности подбирается к тысяче. Западным корпорациям выгоднее использовать роботов, чем нести затраты по переносу заводов из Поднебесной в Бангладеш, Африку, где рабсила дешевая.
Идем дальше. Это только в учебниках, переведенных с английского, инвесторы выстраиваются в очередь к гаражу, где стартаперы клепают инновацию. Конечно, знать бы заранее, что там сидят Джобс и Возняк, инвесторы мигом набежали бы. Но гениев гаражных не дано предугадать! Во всем мире основные затраты по разработке принципиально новых технологий несет государство. В США оно, а конкретно - военно-разведывательно-промышленный комплекс, еще с 30-х годов создавало Силиконовую долину.
Государство было и остается основным заказчиком "Локхида", "Дженерал Электрик" и прочих гигантов. Даже в университетах США, созданных в основном на частные деньги, проекты в сфере высоких технологий финансирует в значительной мере государство. И лишь когда эти технологии пройдут апробацию, встанут на ноги, в игру вступает частный сектор. Кстати, начинающих гениев Гейтса, Джобса, Брина, Пейджа, Цукерберга финансировали и опекали структуры, связанные со спецслужбами, Пентагоном и его подрядчиками.
Государство вкладывает прежде всего в технологии, которые можно использовать в военных или разведывательных целях. Пока был СССР, на западные университеты и высокотехнологический бизнес лился щедрый дождь госинвестиций. С крахом СССР доллары потекли куда более лениво. Ключевые разработки, лежащие в фундаменте нынешней индустриальной революции, были сделаны в 70 - 80-х. Потребовались десятилетия, чтобы тот научный задел довести до работающих технологий. Об этом недавно писал в Wall Street Journal Питер Тиль, создатель платежной системы Pay Pall, хозяин любимого детища американских спецслужб и самой популярной шпионской программы в Америке - Palantir.
Наконец крах Советского Союза резко уменьшил социальное давление на мировой капиталистический класс. В эпоху СССР западная элита вынужденно делилась долей пирога с народом. Доходы среднего класса и трудящихся росли. Как и спрос на новые товары, услуги. Все хотели поменять телевизор, машину, дом и т. п. А коль спрос растет, промышленники на коне. Имелся оборотный капитал, росли акции - можно на равных говорить с банкирами.
|
Союз рухнул. В США, по официальной статистике, доходы среднего класса, а тем более тех, кто живет в относительной бедности, за последние четверть века, с учетом инфляции, вообще не возросли. А у некоторых групп снизились. В благополучной Германии средние доходы не растут уже 10 лет. По обе стороны Атлантики все достается верхним 10%.
- Позвольте, Елена! На Западе живут куда лучше! Не зря наши чиновники, депутаты обзаводятся виллами в Майами, на Лазурном Берегу, учат там своих чад…
- Да, живут хорошо и лучше нашего. Но когда доходы не растут, рост потребления обеспечивается за счет кредитов в банке. У подавляющей части населения США и немалой доли европейцев все заложено, перезаложено. Суммы кредитов домохозяйств, т. е. семей, просто зашкаливают. А когда растут кредиты, хозяевами становятся банкиры. Их на Западе уже называют не иначе как банкстеры.
- Весьма говорящий термин.
- После развала СССР банкстеры подмяли промышленников и стали безраздельными хозяевами своих стран. Не сдерживаемые ни конкурентами в элите, ни залезшим в долги средним классом, они изобрели способы получения денег буквально из воздуха, создав рынок деривативов и прочие хитроумные изыски финансового строя. Когда в твоих руках печатный станок, незачем заниматься высокими технологиями, а тем более устраивать революции, пусть и технологические.
За кем сила, брат?
- В 2008 году грянул мировой кризис. Нас стращают новой волной, более разрушительной. А вы, Елена, подобно Шехерезаде рассказываете сказки про грядущие научно-технические чудеса.
- Жизнь вообще полна противоречий. Очень опасно видеть лишь то, что хочется. Кому-то кажется, что в этом и проявляется патриотизм. Однако уроки истории говорят обратное. Мир надо воспринимать во всей его сложности.
Да, в Америке нелегкие времена. С бюджетом проблемы, госдолг растет... Но относительно новых технологий я не абстрактно рассуждаю, а привожу конкретные, проверяемые цифры и факты. В США, в меньшей степени в Японии и Европе при всех их проблемах и сложностях вовсю идет третья индустриальная революция.
На Западе произошел непримиримый раскол элит. Действуют три силы: финансисты (банкстеры), корпоратократы (индустриальные промышленники и торговцы из транснациональных корпораций) и силовики (часть элиты, сформировавшаяся вокруг военных, разведструктур, университетов, высокотехнологичных корпораций и т. п.). Я так их называю, памятуя знаменитый афоризм Френсиса Бэкона "Знание - сила!". Эти ребята связаны с силой в прямом и переносном смысле слова. А их судьба - с успехом или провалом третьей индустриальной революции.
Когда банкстеры и их политические марионетки довели свои страны до ручки, появилась возможность активнее использовать государственные бюджеты для разворачивания этой революции. Для спасения банкстеров ФРС Европейский центральный банк, банки Англии, Швейцарии, Японии печатают деньги. Значительная их часть прилипает к рукам финансистов. Другая идет в госбюджет. Немало средств бюджета расходуется как раз на нужды третьей революции. Банкстерам революция совсем не нужна. Но печатать деньги можно только под предлогом государственных нужд. Силовики и сами резко нарастили в последнее десятилетие капиталы на интернет-бизнесе, информационных технологиях. Они готовы к рывку.
Скажу честно - судьба третьей индустриальной революции еще не предопределена. Либо она победит, либо быстрее произойдет коллапс мировой экономической системы, базирующейся на финансовых спекуляциях, неограниченной эмиссии и потребительстве. Но, думаю, чувство самосохранения будет толкать все больше людей, включая представителей элит, в сторону революции.
Хотя она несет много проблем. Главная - занятость. "Умные машины" совсем скоро возьмут на себя огромную долю рутинного труда на производстве, в сфере услуг, офисах и дома. Американцы посчитали: чтобы страна могла хорошо жить, будет достаточно иметь всего 10% работающего населения.
- А остальные 90% будут духовно развиваться, как предсказывали фантасты? На какие, извиняюсь, шиши?
- Это огромная проблема. Но проблемы, как известно, нужно решать в порядке их поступления.
|
А КАК У НАС?
Во время революции роботов наша страна будет среди чернорабочих
Наши специалисты готовы решать задачи любой сложности, но мешает нежелание Запада подпускать к себе чужаков.
Один из главных украинских центров по развитию робототехники находится в Донецке. О перспективах Украины в мире новых технологий мы поговорили с главным научным сотрудником НИИ проблем искусственного интеллекта. Вопреки расхожему мнению, украинские специалисты получают достаточно денег на создание новых IT-технологий, но не все хотят видеть в нас сильных конкурентов.
- Запад не пускает нас на мировые рынки, - говорит Анатолий Шевченко, главный научный сотрудник НИИ. - Они финансируют различные программы в Украине, дают деньги, но задачи ставят однодневные, не глобальные. Мы в сфере создания искусственного разума остаемся на уровне чернорабочих, которых сознательно не подпускают к серьезным вещам.
Однако в Украине вопреки всему работают над созданием искусственного разума и даже создают что-то вроде своего Сколково. Только не как изолированное место, где собираются специалисты, а в виде виртуальной сети. Исследовательские институты объединяются для создания компьютера нового поколения, способного управлять будущими роботами, делятся друг с другом данными.
- Мы создаем искусственный разум по типу человеческого мозга, он работает на искусственных нейросетях, способен к самообучению, распознает речь, жесты, лица, - рассказал Анатолий Шевченко. - Природа дала нам отличный прототип для создания ЭВМ пятого поколения в виде человеческого мозга, грех этим не воспользоваться.
В Донецке даже конструируют роботов, способных искать мины и наркотики. Умные помощники находят любые пропавшие предметы - для этого достаточно показать дроиду фотографию, к примеру, утерянного ключа и отправить его на поиски нажатием кнопки. Все эти образцы действуют, их можно увидеть в Институте проблем искусственного интеллекта. Однакj, результаты могли быть более впечатляющими.
Разработки института позволят в будущем создать робота-полицейского, способного принимать самостоятельные решения и распознавать в толпе преступников. Машина уже сейчас общается с человеком и реагирует на окружающий мир.
- Мы готовы предоставить милиции видеокамеры, умеющие мгновенно докладывать о появлении террориста на улице, - говорит Анатолий Шевченко. - Электронный мозг распознает мельчайшие детали лица, что позволяет и защищать информацию. К примеру, ваш компьютер откажется включаться, если в кресле сидите не вы.