Конечно, не хотелось бы вспоминать такое к юбилею, но из песни слов не выкинешь, а еще из кой-чего край не выкусишь. К сожалению, было и остается в биографии великого форварда одно… ладно, не пятно, а событие, которое не забыть, не замазать, не скрыть - 35 голов в чемпионате СССР 1985 года. Это повлекло за собой не только побитие "вечного" рекорда Никиты Симоняна (34 гола за "Спартак" в 50-м - за 35 лет до того!), но и европейскую "Серебряную бутсу". Вот только радоваться этому довольно сложно, и я никогда не встречал футбольного человека, который в неофициальной обстановке вдруг взялся бы убеждать - да всё было честно, мог Олег забить 28 мячей в 17 матчах (именно такова была его скорострельность, потому что после 16 туров в активе нападающего "Днепра" числилось лишь 7 голов)! И 18 в 9-ти - тем более!
1985 год вообще выдался особенным в и без того изобиловавшем договорняками советском футболе. Понятно, что все внимание было отдано долгожданному возвращению киевского "Динамо" Валерия Лобановского - с 10-го места в чемпионы! Куда меньше хотелось обсуждать внезапный финишный спурт кутаисского "Торпедо", одержавшего шесть побед в последних семи матчах и ни у кого не оставившего ни малейших сомнений насчет их природы - ибо единственный соперник, который сам боялся вылететь, алмаатинский "Кайрат" в лучшем виде показал истинную силу этой команды: вынес ее вперед ногами 4:1. В том самом одном матче из семи… Зато и "Днепр" в обмен на два очередных гола Протасова, и свежеиспеченный чемпион из столицы Украины совершенно в Кутаиси не упирались. Доказательства? Да как обычно. Но радости от этого больше не становится.
Вот как играл "Днепр" в конце того чемпионата: 3:3 ("Черноморец"), 3:4 ("Торпедо" Кутаиси), 4:3 ("Кайрат"), 3:3 ("Торпедо" Москва)! Это не вразброс (иначе придется вспоминать "исторические" 5:4 с "Шахтером"), а подряд… Могучий был менеджер Владимир Емец. Одно скажу: после отливки таких фигур боги разбивают формы. И форм этих становится все меньше - новым взяться неоткуда.
Протасов в поздних интервью объяснял - и команда на него играла, когда запахло рекордом, и вообще чего ж вы не изучаете под микроскопом достижение Марко ван Бастена, который колошматил мячи с не меньшей скоростью. Но Никита Палыч Симонян очень обижался, хотя пронять его не так уж легко - добрейшей души человек.
В общем, разные есть мнения. Пусть только это ни грамма не мешает нам воспринимать Олега Валерьевича так, как он вполне этого заслуживает - великим советским форвардом, наколотившим только за сборную 32 мяча. Из них два, наверное, самых главных - ирландцам и итальянцам на Евро-88. Вот уж турнир, который до сих пор душу даже в лютейшие морозы согревает!
Боже, как он играл… Как играл!