"Комсомолка" собрала главные требования трех оппозиционных лидеров. Большинство из них уже выполнено, а по оставшейся части власть готова к переговорам. Но не похоже, что к этому готова сама оппозиция. Они продолжают выдвигать все новые требования. Или их уже пора называть предлогами? Предлогами к тому, чтобы люди оставались на Майдане и поддерживали оппозицию в их целях.
Раньше все трое говорили о том, что не видят от власти шагов навстречу. Но на этой неделе власть сделала шагов на целый марафон - мало кто ожидал от президента настолько беспрецедентных уступок. Теперь оппозиция подзабыла о желании компромисса и говорит о том, что шаги навстречу делались не в том ритме и она их не признает. Мы решили ответить на главные вопросы "Что требовал? Что получил? Что еще хочет?" каждый из оппозиционной тройки.
Виталий Кличко
Говорил об отмене пакета законов, проголосованных в парламенте 16 января. Кличко утверждал, что это невиданное ограничение гражданских свобод. Особенно закон о защите судей и правоохранителей, который запрещает распространять информацию о них в интернете. Спорные законы отменили. Оппозиция аплодировала. И согласилась повторно голосовать за некоторые документы, утвержденные 16 января.
- Процесс пошел. Если бы не было Майдана - этого бы не произошло. И это только начало! - говорил Кличко после старта переговорного процесса.
Также Виталий Кличко уговаривает правоохранителей и сотрудников внутренних войск перейти на сторону людей. Он считается главным переговорщиком с бойцами. Когда на Грушевского рвались бомбы и горячие головы остужали водометами, именно Кличко перешел на другую сторону баррикад и смог договориться о перемирии.
Кличко лично участвовал в переговорах, во многом пытался переубедить Виктора Януковича. И даже согласился на публичные дебаты с ним. Но условия и дата дебатов пока в процессе обсуждения.
После переговоров стало известно, что Виталию Кличко предложили пост вице-премьера по гуманитарным вопросам. Ни да, ни нет он пока не сказал. Политические эксперты утверждают, что у Кличко очень серьезные надежды на президентское кресло и поэтому он не хочет размениваться на мелочи.
Арсений Яценюк
Требовал освобождения "каждого нашего собрата". Обещал Майдану освободить арестованных и закрыть все уголовные дела. Требовал принять закон об амнистии, хотя ничего не обещал дать взамен. Власть называла такой подход не поиском компромисса, а озвучиванием ультиматума. Тем не менее под натиском охваченной огнем улицы уступила - правительство отправлено в отставку. А Яценюку предложили возглавить новый Кабмин.
- Готовы ли мы взять эту ответственность на себя? Мы готовы брать на себя ответственность за судьбу страны, но на тех условиях, которые выставляем мы. Это означает разворот Украины в сторону Европы, - туманно отвечал Яценюк.
Но политологи переводили на общедоступный: он согласен. Теперь только надо сторговаться по отдельным министрам. И такой торг идет, его просто не выносят на всеобщее обозрение.
Но с роспуском Майдана Яценюк не торопится - это не только надежная опора в переговорах с оппонентами, но и запасной вариант, если диалог провалится. Чтобы подогреть народ, хватающий воспаление легких на 20-градусном морозе, он постоянно ставит новые цели. Теперь говорит, что должность президента Украины должна быть нивелирована. Для этого надо заменить Конституцию, ограничить полномочия президента и передать их парламенту и Кабмину. Если продолжить цепочку, то это значит, что Яценюк уже принял решение и торгуется за расширение собственных премьерских полномочий.
Олег Тягнибок
Он был категорически против переформатирования Кабмина и удаления оттуда отдельных министров. Только тотальная отставка, говорил Тягнибок. И он ее получил.
Тягнибок больше других оппозиционных лидеров говорил об амнистии участников протестов. Для него и для его сторонников это не протестанты, а патриоты и герои. Все остальные украинцы давно куплены или готовы продаться первому встречному. Закон об амнистии он тоже получил.
Но у оппозиции не хватило сил добиться от власти безоговорочной капитуляции. Взамен прощения от них попросили дать возможность начать работу в захваченных зданиях. Согласия на это, по словам Тягнибока, не будет.
И неважно для него, что это закон и он должен выполняться.
- Разве можем мы признавать эти законы? - говорил он со сцены Майдана. - Они приняты с нарушениями. Наша борьба должна продолжаться дальше. Требования Майдана выполнены частично - отставки Азарова недостаточно!
КОМПЕТЕНТНО
Кость БОНДАРЕНКО, политолог:
- Оппозиция балансирует между Майданом и Западом. Они продолжают переговоры с властью и готовы к компромиссам, показывая западным партнерам, что они не деструктивные элементы. И должны продемонстрировать Майдану, что у них сильная позиция и они не идут на уступки.
По большому счету, все предложенное властью их устраивает. Но если они придут на Майдан, то избиратели с них спросят и начнут обвинять в том, что оппозиция беззубая и не должна поддаваться. А Майдан они уже давно не контролируют и вынуждены идти у него на поводу.