"Живые мишени СС": сыновья умерли, так и не узнав о судьбе отца-героя

Благодаря публикации в "КП" родные Петра Устинского из Запорожской области только сейчас узнали, что их дед был изощренно убит в 1941 году на эсэсовском стрельбище Хебертхаузен в окрестностях концлагеря Дахау.

"Мама всю жизнь его ждала"
 
Скорбный список из 63 героев вышел в "Комсомолке" за 16 января. В редакцию его передали из Народного союза Германии по уходу за военными могилами. К 70-летию окончания Второй мировой немцы готовят большую экспозицию в Дахау и верят, что отзовутся родственники расстрелянных пограничников. Нам удалось разыскать в Мелитополе близких Петра Устинского. 
 
- Мама всю жизнь его ждала. Даже несмотря на то, что второй раз вышла замуж за моего отца, - говорит Людмила Нагорная. - Все надеялась, что Петр Степанович вернется. Статус "пропавшего без вести" давал ей надежду. Мама пыталась его искать, но безуспешно.
 
- А ваш отец не ревновал? 
 
- Возможно, но я не помню. Он умер рано, когда я училась в первом классе. 
 
- Что вам мама рассказывала о Петре Степановиче?
 
- Запомнилась история их расставания. Он служил где-то на границе в Белоруссии. К нему спустя время поехала мама с двумя сыновьями. Сначала все было спокойно. Но вскоре к границе стали подходить танки, собирались солдаты. Петр Степанович тогда сказал: "Я умею стрелять, ты умеешь стрелять. Я возьму старшего сына, а ты младшего и будем их защищать". У мамы был разряд по стрельбе, она хорошо управлялась с оружием.
 
 
Потом он поехал на задание, и мама больше его не видела. Немцы долго допрашивали ее, ведь она была женой начальника пограничной заставы. Все пытались узнать, где Петр Степанович. Потом отпустили. Идя домой, мама на земле увидела фотографию, которую муж всегда носил с собой. Тогда и поняла, что он попал в плен.  
 
"Хотим побывать на его могиле"
 
- И больше о нем вестей не было?
 
- Какой-то генерал маме рассказывал, что, когда немцы напали, он с Петром Степановичем в пять утра разговаривал по телефону. Вдруг раздался какой-то шум, и связь оборвалась. Это последняя весточка о его судьбе. 
 
До войны Устинский был не последним человеком в родном селе Семеновка. Был комсоргом. Да и семьянином был хорошим. Супругу Марфу Терентьевну очень любил, в сыновьях души не чаял. Но семейную идиллию, как хрустальную вазу, разбила война.
 
Жена солдата умерла, так и не узнав, что произошло с ее Петром. Не дождались весточки об отце и два сына. О месте захоронения Петра Степановича узнал лишь его внук Александр.
 
- Знаете, когда узнал, что дед не без вести пропавший, на душе стало как-то спокойно. Хотим обязательно побывать на месте его захоронения и положить цветы. Он отдал свою жизнь за свободу нашей родины, за свою семью. Дед заслуживает уважения и почестей, - сказал Александр.
 
Тем временем в Семеновке уже корректируют исторические данные и готовят рассказ о фронтовике для школьников. 
 
В ТЕМУ
 
Героя Бреста от расстрела в концлагере спасла болезнь 
 
Олеся КУЧЕРЕНКО
 
Аким Черный в скорбный список попал по ошибке.
Аким Черный умер в 1985 году в возрасте 74 лет. Фото с сайта podvig.gpk.gov.by
 
В перечне о нем указано: 1911 год рождения, Украинская ССР, старший лейтенант, 17-й пограничный отряд. Родных Акима Степановича - племянницу, внуков и правнуков - мы разыскали в Сумах. Сын живет в Ростовской области. Тогда-то и выяснилось, что судьба героя сложилась не столь трагично - на самом деле он чудом избежал расстрела в концлагере и в 1945 году вернулся домой.
 
Женился на вдове брата
 
- Дядя четыре года провел в лагерях Германии. Сразу был в Хаммельбурге, строил дамбу. В 1942 году его перевезли в Нюрнберг, потом на завод по изготовлению розеток. В своей автобиографии Аким Степанович писал, что его очень часто перевозили с места на место. Выходит, он и в Дахау был, раз в списке числится. А от смерти, видимо, спасло то, что дядя заболел туберкулезом и попал в госпиталь, - рассказывает Александра Алдаева, племянница фронтовика. 
 
Домой вернулся осенью 1945 года. Первое время жил у родных, ведь свою семью потерял в Бресте (беременная жена погибла в первую же бомбежку). Поселился в доме брата Терентия, который не вернулся с войны. Да так полюбил его вдову и двух дочерей, что через год предложил Марии Игнатьевне стать его супругой и увез из села в Сумы. 
 
О своей могиле в Германии Аким точно не знал, было не до этого. После войны пришлось восстанавливать свое честное имя в судах. Ведь клеймо "врага народа" повесили на всех выживших защитников Брестской крепости. Воину пришлось искать свидетелей, которые прошли с ним лагеря и смогли подтвердить его активное участие в деятельности антифашистского подполья в Европе.
 
Умер ветеран в возрасте 74 лет. Но память о нем чтут не только в родном городе. В Бресте портрет Акима Черного в зале защитников Брестской крепости висит первым. Также ему присвоили звание почетного гражданина этого белорусского городка. И было за что…
 
Героем стал за три дня
 
Аким Черный с беременной женой, сестрой и матерью проживали в военном городке рядом с Брестской крепостью. Когда началась война, Аким Черный дал несколько советов жене, попрощался и побежал в расположение роты. В соседней казарме радист что-то кричал в телефон, но снаряд повредил связь, и надежда на подкрепление была практически уничтожена. 
 
Атака была уж слишком неожиданной, гарнизон не смог организовать сильного единого сопротивления и был разбит. В результате Аким Степанович взял на себя руководство обороной Тереспольского укрепления. Несмотря на яростное сопротивление гарнизона, на следующий день стало понятно, что линия фронта откатилась от крепости на восток. Зато Тереспольскому укреплению все-таки удалось задержать большие силы немцев и после этого соединиться с группой старшего лейтенанта Мельникова.
 
При обороне крепости Акиму Черному удалось спасти Мельникова от упавшей в каземат гранаты, но при этом сам он был серьезно ранен в грудь и ноги. После контузии потерял сознание и попал в плен к фашистам. 
 
Воевал сумчанин, по сути, всего три дня - с 25 по 28 июня 1941 года, но стал героем Бреста, за что получил медали и ордена. А его родные собираются посетить места, где не по своей воле дед провел самые тяжелые годы жизни.
 
"Комсомольская правда" продолжает поиск