От баррикады до баррикады. Так теперь выглядит дорога к украинскому парламенту. Еще толком не взбодрившись после утренней тишины своего спального района, выходишь из метро и попадаешь в мир революции. Здесь морозно, пахнет дымом костров, а люди подозрительно посматривают друг на друга - а вдруг лазутчик с чужой территории?
Оппозиция требует новую Конституцию
Во вторник в Раде собрались отозванные с каникул депутаты, иностранные наблюдатели и журналисты. Людей столько, что свободные вешалки в гардеробе закончились за час до заседания. Одежду складывали в общую кучу, и в ворохе дубленок просматривались шлемы и противогазы, без которых полевые корреспонденты выходить на задание не рискуют.
Начало затягивалось, поползли слухи, что объявят перерыв для консультаций. Так и случилось: спикер открыл и сразу же закрыл заседание. К нему в кабинет почти на три часа ушли руководители фракций. Пока ждали результатов, журналисты выпытывали у депутатов, о чем совещаются главы парламента.
- Партия регионов готова уступить и отменить часть законов, в том числе закон Олейника - Колесниченко, о котором все спорили. Оппозиции этого мало теперь - они форсируют конституционную реформу. Еще бы - Яценюк даст добро на премьерство, если расширят полномочия главы правительства и разрешат выбрать своих министров. А иначе он будет руководить Кабмином, в котором его не будет слушать ни один министр. На такое он не пойдет, - рассказывали депутаты.
|
"Куда они пойдут потом? На наши комитеты!"
Первая часть прогнозов оправдалась - после перерыва Рада за 15 минут пакетом и без обсуждения перетасовала законы, принятые 16 января. На этот раз голосовали слаженно, на табло не раз высвечивался результат в 300 голосов. Может, присутствие трех предыдущих президентов подействовало - из гостевой ложи за депутатами наблюдали Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко. Или главы комитета иностранных дел Европарламента Эльмара Брока, который рассказывал в кулуарах о том, как хорошо в Европе смотрят на диалог в Украине.
После голосования оппозиция вздыхала с облегчением и бурно аплодировала, но вторая часть зала была более сдержанной. К вечеру им надо было определиться с еще одним голосованием - о законе об амнистии участников массовых митингов.
Это тоже требование оппозиции, взамен от них ожидают команды освободить захваченные здания и открыть проезд по центральным улицам Киева. Но оппозиционеры помнят поговорку "куй железо, пока горячо" и убирать баррикады не соглашаются. Так что договариваться будут всю ночь, а в среду соберутся еще раз.
"Все! На выход" - так и читалось на лицах расходящихся по домам депутатов. У стоек с пальто столпилась очередь, а гардеробщицы сбивались с ног.
- Дай им амнистию, как же! - в сердцах бросил один из членов большинства. - Что тогда будет на Майдане, трудно представить. Они ж уже заявили, что Минюст не они брали. Кто же тогда! И куда они пойдут потом? На наши комитеты!
Приунывшие лица еще больше темнели, когда журналисты пытались выведать, о чем же на самом деле говорили у Рыбака. После десятка неудачных приставаний мы тоже приуныли и поплелись к своим курткам, сваленным в углу общего гардероба.
Видео Олега Терещенко.
На заметку
За что голосовали депутаты
16 января Рада приняла одно постановление и 11 законов. Во вторник, 28 января, депутаты отменили девять законов, а четыре из них приняли повторно. Итого не работает:
- Закон Владимира Олейника и Вадима Колесниченко о защите судей и правоохранителей. В нем очень много изменений в Административный и Уголовный кодексы, которые касаются журналистов, общественных организаций и участников митинга. К примеру, закон запрещает СМИ работать без лицензии, вводит ответственность за клевету, запрещает выходить на протест в маске и каске. Также закон предлагает продавать сим-карты по паспортам.
- Закон, который ограничивает депутатскую неприкосновенность. Было предложено решать это по сокращенной процедуре в сессионном зале, без комитетских слушаний.
- Так называемый закон о "письмах счастья" для водителей - об автоматической фиксации нарушения ПДД.
- Закон о футбольных фанатах. Кабмин предлагал продавать билеты на матчи по паспортам, ужесточить ответственность для футбольных хулиганов, которых могли два года не пускать на стадионы.
- Также отменили введение заочного уголовного производства, когда суды могли слушать дело без обвиняемого.