За стол посадили, а есть запретили

Какими оказались последствия вступления в Евросоюз для стран Центральной и Восточной Европы?

Европейский союз в последние годы вызывает неоднозначную реакцию. У его относительно новых членов налицо явное разочарование – надежды на резкий скачок доходов, рост экономики и прочие блага от приобщения к западной цивилизации не оправдались и все большее количество людей понимает, что они так и останутся несбыточными мечтами. А у стран-кандидатов на вступление в ЕС и у тех государств, которые собираются заключить соглашения об ассоциации с ЕС все еще кружится голова от нарисованных специально для них перспектив.

Между тем, 1 мая нынешнего года исполнится круглая дата – ровно 10 лет – с того момента, как ряды ЕС пополнили сразу 10 новых государств Центральной и Восточной Европы. 1 мая 2004 года население и власти Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии встретили как праздник. В 2007-м в ЕС вступили Румыния и Болгария, а совсем недавно. 1 июля 2013-го, к Евросоюзу присоединилась и Хорватия. И, наверное, в преддверие круглой даты, и не только по этой причине, есть смысл посмотреть, что нашли, а что потеряли новообращенные "евросоюзники".

ОТ ТАЛЛИННА ДО ТАЛЛИНА - ДАЛЕКО

Бывшие советские прибалтийские республики Эстония, Латвия и Литва, дружно став независимыми государствами, так же вместе вступили в Евросоюз. Конечно, по большому количеству экономических параметров страны не отвечали предъявляемым требованиям, но искушение у ЕС принять в свои ряды не просто государства бывшего социалистического лагеря, а республики из состава самого СССР

Про то, что промышленность этих стран перестала существовать, написаны уже сотни статей. Да и зачем это нужно, если ставку власти сделали на предоставление транспортных услуг и развитие туристических зон. Бывшие заводы и фабрики стали складами и торговыми центрами. На этом фоне вполне закономерным выглядит итог падения производства в этих странах, особенно ярко проявившееся в ходе последнего кризиса - Латвия суммарно потеряла 77% от годового объема производства в докризисный период. Литва — 44%. Эстония — 43%. Как-то неудивительно, что зарплаты населения при этом в этих странах снизились на 10-15%.

Но ведь не безвоздушном же пространстве живут прибалты. Вокруг полно новых союзников, друзей. Неужто они не помогут? Помогают, дают деньги и благодаря этому экономики этих балтийских стран еще кое-как держатся на плаву. Но помогают совсем не безвозмездно. Дают в долг и под проценты. В результате с 2003 по 2012 годы внешний долг по отношению к ВВП в Литве вырос с 40% до 78%, в Эстонии – с с64% до 98%, а в Латвии вырос вдвое – с 73% до 145%.

А что самое главное – выхода из этой ловушки не предвидится. Потому что становится просто некому работать на отдачу долгов. Население этих стран за те же годы убывает не только по естественным причинам, но и из-за отъезда за рубеж.

Убыль населения с 2003 по 2012 гг.

Страна Показатели (чел/%)

Эстония 60 000/5

Литва 450 000/14

Латвия 300 000/13

По сравнению с периодом так называемой "советской оккупации", когда республики развивались по всем направлениям, картина похожа на анекдот, когда вышедшие на дорогу туристы спросили эстонца: "Далеко ли до Таллина? – Недалеко". И они пошли вместе с ним. Шли весь день и не дошли. Рассердились: "А говорил – недалеко!" Эстонец подумал и ответил: "Теперь далеко!". Так что нынешнему Таллинну уже недостижимо далеко до советского Таллина.

ЗАДУШЕНЫ В СОЮЗНИЧЕСКИХ ОБЪЯТИЯХ

А может, так дела обстоят только в странах бывшего Союза. А у "более настоящих" европейцев все хорошо. Вот, например, Венгрия. Из 10 млн человек населения почти 40% живут ниже черты бедности. Внешний долг вырос до 80% ВВП. Убыль населения уже стала устойчивой тенденцией. От промышленности – воспоминания. Гордость автомобилестроения Венгрии, завод по выпуску автобусов "Икарус", был продан как раз в год вступления страны в ЕС, потом куплен концерном "Вольво", а сейчас выпускает по несколько штук автобусов в… год. А выпускал до 14 тысяч автобусов за год.

Впрочем, Венгрия никогда не рассматривалась как ведущая промышленная держава, в отличие от Чехии, например. Зато аграрный сектор у нее был мощнейший. И растениеводство, и животноводство, и пищевая перерабатывающая промышленность – по подсчетам экспертов, 10-миллионная Венгрия могла накормить еще не менее 30 миллионов человек. Из всего продовольственного комплекса сейчас хорошо чувствуют себя только токайские вина. Сельхозпроизводство сократилось в 9,5 раза. Обанкротились десятки тысяч фермеров. Евросоюз наводнил местный рынок дешевой продукцией и держал цены, пока не разорились местные производители. После этого цены пошли вверх.

Безработица среди  молодежи достигла 28%. А срок получения пособия по ней был недавно сокращен с 6-ти месяцев до 3-х. И получают его лишь те, кто ходит копать канавы, убирать улицы на общественных работах. Средняя зарплата – 400 евро. И очереди за бесплатной похлебкой.

Отдельная песня – иностранные инвестиции. Сейчас в стране действует 30 тысяч иностранных предприятий, которые имеют десятилетний режим налоговых льгот. То есть от них в казну не поступает почти ничего. А как только 10 лет истекают, компания говорит "Адью!" и перестает существовать. Сейчас все чаще в Венгрии разные политические силы поднимают вопрос о референдуме по выходу из ЕС.

В аграрной солнечной Болгарии ситуация еще хуже. За последние годы численность населения сократилась с 9 до 7 миллионов человек. 80% пищевого рынка занято низкокачественным импортом из-за ограничений, введенных для местных аграрием Евросоюзом. В результате в Болгарии продаются турецкие "пластмассовые" помидоры, лук из Китая, брынза из Франции, "болгарский" перец из Голландии. К 2013 году в Болгарии осталось менее 40% мест от имевшихся до вступления в ЕС. Официальная безработица 20%, а на севере страны и все 60%. И после того удивляться, что на грани нищеты живет более 49% населения, вряд ли стоит. Демографы подсчитали, что к 2060 году население Болгарии упадет ниже 5 млн человек, из которых полтора миллиона будут цыганами. Единственным народом в Болгарии, численность которого растет.

А вот, например, Румыния. У нее было меньше времени в ЕС (вступила в 2007-м), но "успехи" страны впечатляют. С этого момента внешний долг Румынии вырос в 5,5 раз и сейчас составляет 101 млрд. долларов. Уровень жизни населения в 2,5 раза ниже среднего по ЕС, 40% населения пытаются вырваться из нищеты, а почти 3 миллиона румын уехали из страны и не хотят возвращаться назад. А куда, если рабочих мест становится все меньше, средняя зарплата у работающих за годы пребывания в ЕС увеличилась лишь на 66 евро, зато минимальная – одна из самых низких в Евросоюзе – 157 евро в месяц. Зарплата! При всем этом, Румынию, имеющую свою нефть и три НПЗ, Брюссель обязал установить высокие цены на бензин и запретил субсидии сельхозпроизводителям. Кстати, о бескорыстии евросоюзников. С момента присоединения к ЕС Румыния выплатила 8,4 млрд. евро Брюсселю в виде взносов, а получила от ЕС в виде помощи 3,67 млрд. евро. А когда ситуация дошла до пиковой, МВФ и ЕС, оказали Румынии финансовую "помощь", обязав правительство снизить зарплаты в госсекторе на 25%, пенсии — на 15%, а также свернуть ряд социальных программ и сократить сотни тысяч госслужащих.

Хорватия всего в прошлом году вступила в ЕС, но и там уже успели почуять неладное. Внешний долг вырос до 40 млрд. долларов. Введение визового режима по требованию ЕС со странами, не входящими в Шенген, снизило количество туристов на 25%, не позволив стране заработать сотни миллионов долларов, а 300 миллионов евро ежегодно в общую кассу Брюсселя "вынь да положь". При этом, Хорватия не может беспошлинно торговать с традиционными партнерами, а в ЕС ее товары не нужны. Кроме того, и ее сейчас заполонили товары из стран, которым ЕС благоволит, так что крах хорватского агросектора уже начался. Молодежь, среди которой безработица достигла 50%, навостряет лыжи куда угодно, в более благополучные страны, лишь бы не оставаться на Родине.

Нынешние руководители этих стран пытаются с тем или иным успехом поддерживать хотя бы относительное благополучие за счет новых кредитов, ввергая свои страны во все новые долги и взваливая бремя расплаты на следующие поколения. Оставляя свои страны, таким образом, просто без будущего.

И можно было бы попытаться списать все на тяжкое социалистическое наследие, хотя в тех же Венгрии, Румынии, Югославии и даже Польше социализм был весьма относителен. Но что тогда делать с Грецией, Кипром, Испанией, отнюдь не новичками в ЕС? А про новичков, "молодые демократии" стран Центральной и Восточной Европы, наверное, лучше всего сказал экс-министр экономики и финансов Румынии Варужан Возганян.

- После того как  мы вошли в ЕС, мы поняли, что  мы не являемся конкурентоспособными. Я также заметил, что гораздо  тяжелее быть бедным внутри  ЕС, чем вне его, - заявил этот  чиновник и горько подытожил. - Голодная Румыния в ЕС должна сидеть с остальными странами за накрытым столом, но не прикасаться к еде.

Увы, но это, оказывается, не только про Румынию, а почти про все "младшие члены" ЕС. Европейский стол действительно богат и ломится,но даже если тебе найдут за ним место, то вовсе не обязательно разрешат кушать. Ты хотел за стол? Тебя пустили. А больше не обещали. Сиди, глотай слюни. Худей.