Улица Грушевского в центре Киева превращена в пепелище. На Майдане люди молятся и ждут, чем закончатся переговоры между властью и оппозицией… 23 января было временное прекращение военных действий между "Беркутом" и радикалами. Но по обе стороны баррикад - под масками и защитными шлемами глаза горели злом и решимостью. А в душах обычных людей не было покоя. Страшные события, начавшиеся на Крещение, как черная воронка, втянули всех нас в омут эмоций, разделили на "врагов" и "своих", исказили отношения, информационное пространство. Мы будто оказались в Зазеркалье. Сможем ли вернуться обратно?
Психологи: нужно "возвращаться"
Феномен "Правого сектора" в том, что эти парни с дубинками и файерами в один день повалили всех идолов, на которых уповали те или иные украинцы. Приверженцы действующей власти разочарованы: она не сумела дать отпор "кучке хулиганов". Поклонники оппозиции растерянные: над их лидерами вдруг появилась сила, которая бьет, крушит и которую не получается обуздать. Поэтому… Надо идти за ней, за этой самой силой? Так решила часть мирных демонстрантов, ринувшаяся с мирного Майдана на Грушевского, чтобы поддержать войну.
А в это время, прикипев к телевизорам, одни обыватели истово шептали: "Молодці, хлопці, ми з вами!", другие скрипели зубами: "Нелюди, вандалы, будьте прокляты!". Стоит в такой миг встретиться первым и вторым, "мини-Грушевского" может возникнуть на каждой лестничной площадке, в офисе, на уличном перекрестке. А ведь вчера мы были друзьями, соседями, коллегами. И начинали разговор друг с другом не с политики, а с личного - радостей, горестей, веселых сплетен…
Сможем ли мы теперь вернуться к этой обычной жизни и надо ли нам это? Психологи говорят - да! Это именно то, что нам сейчас нужно в каждой отдельно взятой квартире, семье. Нужно хотя бы постараться! Чтобы не выжгло изнутри.
Сегодня почти все мы переживаем так называемый травматический опыт. Рвется человек бороться с оппонентами, просто возмущается или иронизирует над происходящим, он все равно вовлечен в эмоциональные события. Чем дольше это будет продолжаться, тем сильнее привыкает к острым ощущениям психика: живу сегодня, делаю, как в последний раз, главное - победить!
Правило пожара
Но ведь победа рано или поздно наступит - с той или с другой стороны. Но мы сейчас не о том, с какой именно. А о том, что после окончания сражения, которое сейчас происходит в центре Киева и в душах людей, может наступить опустошение и острое чувство одиночества. Поэтому психологи бьют тревогу: возвращаться к актуальным целям, которые имеет каждый человек, независимо от степени напряжения в обществе, нужно не откладывая. Те, кто способен держать в уме будущее и вписать сегодняшние переживания в общую "дорогу жизни", переживают социальные потрясения намного гибче и легче.
И вот еще. Имея право на симпатии и антипатии, нам все-таки стоит задуматься: мы хотим жить лучше, но готовы ли при этом жить по закону? Мы хотим быть услышаны и поняты, но готовы ли сами понимать, взвешивать, анализировать? Зазеркалье тем опасно, что искажает самые обычные вещи, смещает грани между светом и тенью, правдой и ложью. Политикой, если хотите, и истерией.
|
Оглушенные событиями на Грушевского, политики сегодня в растерянности. Они, как школьники, тыкают друг в друга пальцами: "Это вы народ довели!" - "Нет, это вы допустили!".
А на Грушевского "правые" пацаны воюют с пацанами из спецназа - фактически ровесники, воспитанные в одной стране, на одних школьных программах, но оказавшиеся по разные стороны баррикад. И нет наставника, которого послушают и те, и другие, если он скажет "брек". И как-то всеми забывается, что, если противостояние будет нагнетаться, это может отразиться на экономике, социальной сфере, а вместе с этим - на состоянии каждой семьи. Поэтому давайте вспомним простое правило: при пожаре нужно спасать самое дорогое - детей, родных, себя самого. Все остальное - вторично.
Компетентно
- Призывы "беречь себя" часто воспринимаются как упаднические, но это заблуждение. Правильно пережить сложную ситуацию совсем не означает прятаться от нее. Но уберечь себя от психологического срыва в будущем так же разумно, как посыпать песком лед, чтобы не травмировать тело, - говорит психоаналитик Марина Росторопшина.
На заметку
Переживания, которые разрушают
Вина за благополучие. Осознание, что кто-то из знакомых или близких пострадал, ранен, болен, вызывает смущение потому, что у тебя все хорошо. Может развиться чувство вины и бессилия, внутренняя жажда разделить боль и жертвенность.
Совет: Оцените свои "плюсы" как ресурс для поддержки тех, кому плохо. Продолжайте плодотворную жизнь, чтобы приносить пользу.
Неконструктивная агрессия. Глубоко за что-то переживая, человек выплескивает раздражение на всех, кто подвернется. Перестает сдерживаться, теряет привычные шаблоны этичного поведения, а новых не находит. В таком состоянии высказывается или совершает поступки, о которых потом жалеет.
Совет: Вспомнить себя настоящего, не делайте себе поблажек из-за особых обстоятельств. Если характер резко изменился, стоит обратиться к психологу.
Готовность к жертве. Старшее поколение этому учили при социализме, похожие лозунги звучат и сейчас: прежде думай о родине, а потом о себе, возложи свою жизнь на алтарь революции. Увлекшись такой идеей, человек может потерять работу, забыть о детях, супругах, родителях.
Совет: Оцените, насколько общее дело для вас важнее родных и близких. Может быть, вы принесете самую большую пользу стране, если сохраните их благополучие и здоровье.