Под лозунгом "Навеки с Москвой!"

Очередная круглая дата "исторического воссоединения" (так советская историография трактовала решение Переяславской рады 1654 года) прошла ныне почти незамеченной. А 60 лет назад Киев праздновал юбилей этого события чуть ли не целый год!

Трудовая юбилейная вахта
 
В конце 1953 года ЦК КПСС, Совет министров СССР и президиум Верховного Совета СССР приняли постановление о праздновании 300-летия воссоединения Украины с Россией. К этой годовщине были опубликованы специальные тезисы ЦК. Партийный документ автоматически превращался в незыблемую истину. Он провозглашал прогрессивное значение вхождения Украины в состав России, заявлял, что в лице русского народа украинский народ "обрел великого союзника, верного друга и защитника в борьбе за свое социальное и национальное освобождение". Сторонники иных взглядов зачислялись в разряд "фальсификаторов", "буржуазных националистов", "врагов украинского народа". Советских граждан призывали достойно встретить знаменательную дату.
 
Поскольку клич был брошен, трудящимся Украины и России надлежало на него откликнуться. Средство для этого было только одно, универсальное - "новые производственные свершения", "трудовая вахта". Чего только не приплетали к Переяславской раде - и повышение на 12% производительности труда коллективом завода "Транссигнал", и усовершенствованную обработку коленчатого вала на "Ленинской кузнице", и досрочное выполнение пятилетнего плана рабочими "Большевика".
Проект памятника-арки на Автостраде, В. Ежов, В. Скугарев и др. 1954 г.
 
Январь перенесли на май
 
Хотя собственно юбилей акта в Переяславе приходился на январь, власти захотели провести помпезные массовые мероприятия в более теплое время. Потому главные события развернулись солнечной весной. 22 мая тогдашний председатель президиума Верховного Совета СССР Климент Ворошилов подписал указ о награждении столицы Украины орденом Ленина "в связи с 300-летием воссоединения Украины с Россией и отмечая большое значение Киева в истории русского, украинского и белорусского народов". В тот же день в Киеве собралась юбилейная сессия Верховного Совета УССР в присутствии многочисленных делегатов от других союзных республик. А 24 мая по Крещатику прошла демонстрация. Многие ее участники были в национальных костюмах. Они несли юбилейные эмблемы, размахивали флагами "республик-сестер", выкрикивали лозунги: "Навеки с Москвой! Навеки с русским народом!".
 
Различные юбилейные мероприятия - фестивали, выставки, научные конференции, обмены делегациями и т. п. - продолжались практически в течение всего года. Особенно расстарались представители творческих профессий. Художники наперегонки изображали события 1654 года в живописи, скульптуре, графике. Солисты и хоры разучивали соответствующие песни, оратории, кантаты. Киевская киностудия (к тому времени еще не носившая имя Довженко) приступила к съемкам исторического фильма "300 лет тому...", вышедшего на экраны уже в 1956-м. Некоторые его сюжетные линии повторяли довоенный фильм "Богдан Хмельницкий", что и понятно: сценаристом этих кинолент был драматург Александр Корнейчук. Прозаик Натан Рыбак успел завершить к юбилею второй том капитального романа "Переяславська рада". А поэт Мыкола Бажан сочинил поэму "Гонець" о храбром посланнике от Богдана Хмельницкого к московскому царю, сразу же изданную массовым тиражом.
Юбилейная открытка.
 
Почту наводнили открытки и конверты с юбилейной эмблемой, портретами Богдана Хмельницкого, репродукциями картин с Переяславской радой. По случаю годовщины были выпущены наборы открыток с видами Киева на 1954 год, которые теперь представляют немалый исторический интерес. 
 
Несостоявшаяся арка
 
"Знаменательную годовщину", понятное дело, следовало отобразить и в монументальных формах. "КП" в Украине" уже отмечала, что к юбилейным торжествам приурочили открытие памятника Щорсу в Киеве. Тогда же к западному фасаду Софийского собора была прикреплена мраморная доска с текстом: "У цьому соборі 17-19 (27-29) січня 1654 р. кияни одностайно схвалили історичне рішення Переяславської ради про возз’єднання України з Росією і склали присягу на вірність Росії". Но, как показал беспристрастный исторический анализ, "одностайне схвалення" Переяславского акта в Софии Киевской оказалось мифом. К тому же на памятном знаке ничего не было сказано о том, что московский посол наотрез отказался присягнуть от имени царя украинцам в сохранении их прав и привилегий - со всеми вытекающими последствиями... Словом, в 1997 году эту доску решено было снять.
 
Однако главный упор в прославлении юбилея был сделан на грандиозной триумфальной арке, которую решили воздвигнуть на трассе, проложенной от моста Патона, - так называемой Автостраде. На лучший проект этого сооружения объявили конкурс. Для участия в нем тогдашний президент Академии архитектуры УССР Владимир Заболотный организовал бригаду молодых аспирантов и студентов во главе с Валентином Ежовым (впоследствии известным киевским архитектором). Они принялись за работу, а Заболотный давал оценку подготовленным вариантам.
 
Как вспоминал архитектор Ежов, окончательное решение родилось буквально в последний вечер перед подачей конкурсной работы. Был задуман уникальный "гибрид" арки с вантовыми пешеходными мостами. За ночь Валентин Иванович успел выполнить рисунок перспективы, рано утром его соавтор Вадим Скугарев оформил проект в цвете. К полудню проектное предложение молодых киевлян под девизом "Народам-богатырям" было подано на конкурс. И оно получило первую премию (всего было 384 участника)! 
Демонстрация в Киеве по случаю 300-летия воссоединения. Фото 1954 г.
 
В мае 1954 года состоялась торжественная закладка монумента-арки. Автострада впоследствии, в 1959-м, была переименована в бульвар Дружбы Народов. Однако к тому времени от прежнего замысла уже отказались и строительство прекратили - началась жестокая борьба с "архитектурными излишествами". Вместо арки в честь воссоединения было решено установить обычный монумент. Место для него выбрали на площади Победы. Но и эта идея потом отпала. Только в 1982 году скульптурную композицию "Дружбы народов", дополненную громадной металлической аркой, открыли над склонами Днепра. До распада СССР оставалось всего 9 лет... 
 
Кстати
 
Не дружба народов, а дружба людей
 
Немногим удавалось сохранить трезвость мышления в обстановке юбилейной эйфории. Выдающийся украинский историк Михаил Брайчевский спустя несколько лет написал статью "Приєднання чи возз’єднання", в которой на основании исторических материалов и цитат из Ленина "разложил по полочкам" подлинную сущность событий 300-летней давности. А поэта-киевлянина Наума Коржавина сусальные торжества побудили к написанию иронической "оды к трехсотлетию воссоединения Украины с Россией", где были такие строки: 
 
Сегодня плакаты и флаги вокруг,
И, ясные в творческом рвенье,
Несут кандидаты словесных наук
Эмблемы воссоединенья...
 
Посмеиваясь над этим казенным энтузиазмом, поэт подчеркнул, что он "навсегда возвеличил Не дружбу народов, а дружбу людей Без всяких народных различий".