Политическая ситуация в Украине становится еще более напряженней. Посольство США уже заявило о введении санкций, отмене виз, для украинцев, которые причастны к применению силы к митингующим в ноябре-декабре прошлого года. Грозные заявление прозвучали из Польши, Литвы, Германии… Что дальше? Чем закончится противостояние митингующих и силовиков? Эти вопросы "Комсомольская правда в Украине" задала украинским политологам.
Победит улица – начнутся мародерства
|
Кость Бондаренко, председатель правления Института украинской политики
- Уличные беспорядки крайне редко обходятся без жертв. В данной ситуации необходимо расследовать гибель митингующих: кто стрелял, почему стрелял, откуда стрелял?
Необходимо, чтобы обе стороны понимали, что противостояние чрезвычайно опасно. Они должны нести ответственность: как моральную, так и уголовную. Нельзя говорить, что виновата одна или другая сторона – виноваты обе стороны.
В любой ситуации необходимо оставлять коридор для компромисса. Если потерять такой коридор, то потом сложно найти понимание. А таков, очевидно, потерян.
Нужно ли проводить круглый стол? Сложно сказать. Кто за него сядет? Представим себе, что за стол переговоров сели лидеры оппозиции и президент, о чем-то договорились. Но примет ли эти договоренности люди, которые стоят на Грушевского? Сомневаюсь.
Оппозиция выпустила из бутылки джина радикализма. И его, вряд ли, можно загнать назад. Ведь на такие шаги решались только тоталитарные режимы. Но мы же жаждем демократии…А демократическое общество еще не умеет бороться с радикализмом.
Украина в шаге от городской партизанской войны
|
Владимир Фесенко, директор Центра политического анализа "Пента"
- Думаю, Рубикон еще не перейден. Перестрелки подручными средствами – не критичны.
Политикам необходимо прекращать пропагандистские игры и садиться за стол переговоров. Оппозиция должна поубавить пыл – не требовать разговора именно с президентом Виктором Януковичем. С секретарем СНБО Андреем Клюевым тоже можно договориться. Ведь он в нынешней ситуации, фактически второй человек в государстве, имеет колоссальное влияние на силовиков.
В чем может быть компромисс? Тотальных отставок не будет. Не исключаю, что переформатируют Кабмин. Что касается перевыборов президента, сомневаюсь в их проведении. Единственное, власть может дать гарантии, что выборы в 2015-м пройдут честно и все лидеры оппозиции будут допущены к предвыборной гонке.
Также крайне важно приостановить действие законов "16 января".
Может повториться "румынский сценарий"
|
Владимир Цибулько, эксперт аналитического центра "Политика"
- Народное сопротивление только усилится. Украинцы по своему эмоциональным психотипом похожи на румын. Южные люди – очень заводные. Возможно повторение "румынского сценария".
Если в центре столицы и удастся утихомирить митингующих, то маленькие группы радикалов, у которых нет единого центра координации, будут продолжать бесчинства по всей стране. Точечно.
Стране придется десятилетиями отходить от этого конфликта
|
Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций
- Когда появляются жертвы, то ситуация может развиваться абсолютно не прогнозировано. Ведь если есть погибшие, сложно сдержаться и не ответить тем же.
Точка не возврата пройдена. О мирном урегулировании конфликта и переговорах и речи не может быть.
История других стран показывает, что противостояние может закончится по-разному: гражданской войной или, допустим, "румынским сценарием".