Взрослой жизни детей-сирот научит чудо-комната

Журналист "Комсомолки" побывал в уникальной "комнате реабилитации" Никопольской школы-интерната "Гармония", где воспитанники с удовольствиям учатся всему тому, что мы с вами пренебрежительно называем "бытовухой".

Любимые передачи по ТВ - талант-шоу. Фото: автор.

На первый взгляд "комната реабилитации" (так ее именует сам директор интерната Станислав Клинг) мало чем отличается от обычной трехкомнатной квартиры. Разве что комнатки в ней малюсенькие, точно игрушечные. При этом кухня оборудована и мойкой, и газовой плитой, и холодильником. В холле - телевизор с DVD-плеером и магнитофоном и уютный диван, в зале - стол для приема гостей и сервант с красивой посудой, в спальне - две кровати. Здесь сироты получают свои первые знания о быте, сопровождающем жизнь обычного человека. 
 
Приготовленный детьми омлет или борщ тестирует диетсестра
 
Идея создания "комнаты реабилитации" пришла 60-летнему Станиславу Матвеевичу Клингу, когда он сам был воспитанником интерната. Cиротой он не был - просто родители не могли каждый день возить сына в школу за 12 км от дома. Интернат же был рядом, вот и решили - пусть получает образование там.
 
Воспитываясь вместе с настоящими сиротами, парень видел: у "ничейных" детей было и трехразовое питание, и учебники, и игрушки. Но вместе с тем выпускники интерната были абсолютно не приспособлены к взрослой жизни: не могли ни дров нарубить, ни борщ сварить, ни белье постирать.
 
- Воспитатели знали об этом и иногда из жалости брали ребят к себе домой, где разрешали помогать по хозяйству, - вспоминает Станислав Клинг. - Но потом кто-то донес, разгорелся крупный скандал: добрые намерения восприняли как эксплуатацию детского труда. Идею зарубили.
Директор "Гармонии" Станислав Клинг.
 
26 лет назад Станислав Клинг сам стал директором интерната и решил создать "островок взрослой жизни" для своих воспитанников. На воплощение идеи ушло несколько лет. Львиную долю материальных затрат на создание "комнаты реабилитации" при интернате (а это десятки тысяч гривен) взяли на себя местные власти. 
 
Чтобы попасть в чудо-комнату, все воспитанники (а их - 42 человека) проходят инструктаж. На нем преподаватели подробно объясняют и показывают, как приготовить омлет, картошку, борщ, как постирать брюки, включить душ и настроить воду нужной температуры. После нескольких практических занятий под присмотром педагога ребенок может самостоятельно провести там выходной день. Преподаватель, правда, периодически ненавязчиво заглядывает - проверяет, все ли в порядке. А любое приготовленное детьми блюдо перед едой обязательно тестирует диетсестра - медработник, отвечающий за качество питания. Но в целом сохраняется полная иллюзия самостоятельной жизни.
 
- Обычно мы с подругой начинаем с того, что готовим на кухне какое-то угощение, - рассказывает 15-летняя воспитанница Юля Грыжко. - Любим готовить омлет, ведь в столовой нам его подают редко. Сервируем стол и приглашаем на обед мальчиков. Дальше все вместе усаживаемся у телевизора и смотрим разные талант-шоу. Иногда мальчики просят переключить на футбол - мы уступаем.
 
После сдачи "экзамена" сами идут в магазин за покупками
 
Педагоги говорят, что очень важно научить детей самостоятельно распоряжаться деньгами. Для этого в интернате разработана целая схема. Собираешься варить борщ? Составляй список продуктов и иди в магазин. Но сначала - "репетиция".
 
- Поначалу дети идут в супермаркет в сопровождении взрослых, а после удачно сданного "экзамена", могут отправляться в магазин сами, - рассказывает замдиректора по учебно-воспитательной работе Наталья Иванова. - Мы стараемся контролировать, чтобы сумма в чеке совпадала с потраченной ребенком суммой. Чтобы не было попыток купить на сдачу, к примеру, сигареты. Но чаще всего карманные деньги ребята тратят на подарки друг другу.
 
Понятно, что понимание ценности каждой гривны не придет от походов по магазинам, для этого нужно эти деньги самим заработать. Но вот где это сделать?
 
Станислав Матвеевич говорит, что регулярно обращается к руководству разных предприятий с просьбой организовать производственную практику для своих воспитанников. Те в большинстве случаев ограничиваются тем, что устраивают детям обзорную экскурсию по заводу. И лишь изредка берут на подработку.  
 
- Мы со своей стороны постоянно подключаем детей к несложным работам по благоустройству стен родного интерната, - говорит Клинг. - Так, девочки и мальчики учатся красить, шпаклевать, клеить обои и даже делать мебель.   
Девочки любят готовить на кухне всякую вкуснятину, которой потом угощают мальчишек. Фото: автор.
 
Комментарий психолога
 
"Социальную адаптацию нужно начинать как можно раньше"
 
Иван СИТНИК, глава Днепропетровского областного отделения Украинского союза психотерапевтов, директор психологической службы "Выбор":
 
- Это просто чудесно, что в наших детских домах есть еще такое руководство, которое настолько озадачивается судьбой своих воспитанников! Скажу прямо: не все дети, живущие в семьях с обоими родителями, получают столько возможности для своевременной социализации. А фактор своевременности - необычайно важен. Социальную адаптацию ребенка нужно начинать как можно раньше: мальчику уже с малого возраста можно предлагать "помочь" папе или дедушке во время ремонта, а девочку приглашать на кухню вместе с мамой и бабушкой замешивать тесто для вареников. 
 
Невыдуманные истории 
 
Родители попросили сына никогда их не беспокоить 
 
О судьбах воспитанников, которыми можно гордиться, в интернате могут рассказывать бесконечно. Вот один такой случай.
 
Саша Чепинов был зачислен в класс для детей с запоздалым психическим развитием. Глядя на него, педагоги вздыхали: выше ПТУ не пойдет парень. А он взял и закончил металлургическую академию, получил распределение на Алчевский меткомбинат. Только вот в самом Алчевске это направление никому не было нужно. "Вакансий нет", - сказали парню.
 
- Страшно расстроенный он позвонил мне, - вспоминает директор "Гармонии". - Повлиять на руководство комбината было не в моих силах, поэтому я просто посоветовал рассказать директору свою историю - кто он и откуда, что умеет, а после - ничего не просить, просто поблагодарить и уйти. 
 
Саша так и сделал, и уже на автовокзале, за пару минут до отъезда его автобуса в Никополь, его догнал запыхавшийся секретарь директора, позвал на встречу с руководителем.
 
Первую серьезную должность парень получил лишь после нескольких лет работы на производстве. А спустя семь лет приехал проведать Станислава Матвеевича уже в должности замдиректора комбината - вместе с женой и ребенком на собственном авто.
 
А вот с чем даже выросшим детям смириться действительно сложно - так это с тем, что живым родителям они зачастую не нужны.  
 
- У нас был воспитанник Андрей Лисничук, он родился с патологией - родимым пятном на все тело, - вспоминает замдиректора Наталья Иванова. - Андрей был необычайно старательным. С легкостью поступил в Приднепровскую академию архитектуры и строительства, стал там одним из ведущих преподавателей. Все эти годы не оставлял мысли найти своих родителей. Отыскал, поехал знакомиться с ними в Москву. Собирался сказать, что ему от них ничего не надо, разве что иногда видеться с ними. Но родители согласились с Андреем встретиться всего один раз. И лишь для того, чтобы попросить… больше никогда их не беспокоить…