Космонавты рассказали, что чувствовали, когда их корабль «Союз ТМА-10» сорвался в баллистический спуск.
На пресс-конференции в Звездном городке тройка парней, вернувшихся с Международной космической станции, выглядела вполне бодро. Хотя всего полтора дня назад россиянам Федору Юрчихину и Олегу Котову и первому малайзийскому космонавту Шейху Музафару Шукору пришлось пережить не самые приятные минуты. Спускаемый аппарат «Союз ТМА-10» возвращался к земле по баллистической траектории. А это значит, что вместо плановых перегрузок в 3 - 4 единицы им пришлось выдержать до 8,5 единицы. То есть на тело космонавта давил вес, в восемь раз превышающий его собственный. Во время таких перегрузок самое сложное - сохранить дыхание: у организма не хватает сил качать воздух.
- Такое впечатление, что по моей груди топал большой слон, - нашел сравнение Шейх Музафар Шукор.
Если бы такие перегрузки были длительными, экипажу на самом деле не поздоровилось. Но баллистический спуск продолжался несколько минут, и все завершилось вполне благополучно. Если, конечно, не считать, что «Союз» приземлился почти в 350 км от расчетного места посадки.
Впрочем, знающие люди с самого начала утверждали: ничего трагического в баллистическом спуске нет. Наш «Союз» и вся программа спуска продуманы так, чтобы в любом случае доставить экипаж на Землю живыми. Две трагедии (в 1967 г. у «Союза-1» отказала парашютная система и в 1971 г. у «Союза-11» произошла разгерметизация кабины, в которой экипаж находился без скафандров) заставили создать супернадежную систему.
Вот и на этот раз причина, по которой «Союз ТМА-10» сорвался в баллистический спуск, пока неизвестна. Ее объявят после того, как спускаемый аппарат через две таможни - казахскую и российскую - привезут в подмосковный Королев, в цех ракетно-космической корпорации «Энергия». Но главное - как бы ни шалила автоматика, «Союз» снова честно выполнил свою задачу.