"Ребятня храпит при высшем обществе"
Еще недавно сдача рефератов была своеобразным ритуалом: студенты зачем-то распечатывали чужие тексты из интернета, преподаватели зачем-то засчитывали их на глаз и "на вес". И всем было спокойно. Но в последние годы немало вузов ввели компьютерные проверки на оригинальность работ, после чего у девушек и юношей возникла новая головная боль: как переделать текст, чтобы программа не вычислила, откуда его "стырили"? На обработку рефератов зачастую уходит столько времени, что написать работу самостоятельно намного быстрее и проще. Но не тут-то было! Множество молодых людей упорно держатся за плагиат, придумывая виртуозные способы обхитрить проверочные программы. Например, подбирают синонимы к научным терминам, чтобы заимствованные фразы воспринимались как новые. К тому же для ускорения процесса делают это не по словарю, а с помощью специальных программ - так называемых синонимайзеров.
- Некоторые рефераты из-за этого написаны на "языке роботов" в расчете на то, что никто не заглянет в текст, - жалуется преподаватель психологии, кандидат психологических наук Александра Добровольская. - Программа "Антиплагиат" действительно не распознает такой бред, но достаточно прочесть пару строк, чтобы убедиться, что о самостоятельной работе и речи не идет. Так появляются подобные перлы: "Психика - это примета высокоорганизованной ткани…".
"Хит" из коллекции студенческих перлов, которые хранит преподавательница, - фраза: "Ребятня, которая систематически храпит при высшем обществе, мается от такого несправедливого стиля жизни". Это - всего лишь измененное синонимайзером предложение из реферата по возрастной психологии: "Дети, которые регулярно спят при свете, страдают от такого неправильного образа жизни".
По мнению Александры Добровольской, угроза попасться на плагиате все равно не развивает у современного студента умение самостоятельно мыслить и составлять тексты, ведь запугиванием этого не добьешься. Зато молодежь овладевает бессмысленным навыком "перелицовывать" низкокачественные тексты, иногда делая их при этом еще более сомнительными.
Двойка за оригинальность
- А что же остается делать, если "Антиплагиат" уравнивает тех, кто самостоятельно работает, с теми, кто ворует чужие тексты? - возмущается третьекурсница одного из столичных вузов Анжела Поповская. - Ведь цитаты, обзор литературы с названиями авторов по теме программа трактует как заимствование. Поэтому он получает невысокий уровень оригинальности. Несколько страниц использованной литературы - это уже минус 10%. Автору приходится исхитряться, чтобы набрать необходимый процент. Все зависит от компьютерной грамотности преподавателей: если они требуют 50-70% уникальности, это справедливо и не создает проблем для тех, кто честно пишет реферат. Но если настаивают, чтобы было не более 10% плагиата, сами вынуждают студентов изворачиваться.
Согласен с мнением девушки и преподаватель кафедры Уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Национального университета им. Даля Анатолий Олешко.
- Использую "Антиплагиат" не по назначению, а для противоположных целей, - признается он. - Если в ней оригинальность выше 50%, можно даже не смотреть - работа переделана из чужой или выполнена на заказ. Даже если 30%-40%, это меня насторожит, буду вчитываться. Ведь студенты, которые приводят в работах точные названия правовых актов, цитируют законодательство, просто не могут получить высокие проценты уникальности. Ну не может быть в юриспруденции полностью оригинального текста! Те, кто ухищряются, заметая следы плагиата, обычно об этом забывают.
Правда, большинство преподавателей все же обнадеживают: если цитата оформлена правильно, она не будет распознана как плагиат. Однако для этого недостаточно ссылок, текст придется закавычить, а источник указать максимально детально, не забывая о томе издания, номере страницы. К тому же цитаты из одного источника не могут составлять более 1% итогового текста автора реферата.
Какие же хитрости изобрели за это время студенты? Излюбленные приемы технически просты: специально допущенные опечатки, лишние пробелы в словах, замена кириллицы похожими латинскими буквами, замена точек запятыми, а пробелов - точками.
Все это делает тексты уникальными. Однако рефераты, пестрящие ошибками и "азбукой Морзе", насторожат любого преподавателя, так что проходят эти приемы лишь там, где на плагиат смотрят сквозь пальцы.
Размер слов имеет значение
Есть и более тонкие "ходы". Слова можно объединить в огромные "словеса", если вместо пробелов поставить белые (невидимые) буквы. Но разработчики новых программ против плагиата тоже не дремлют: они ввели дополнительные параметры проверки, такие как "Неизвестные слова", "Максимальная длина слова" и "Большие слова". Если текст состоит из абракадабры, это тут же будет отмечено. И никакая уникальность не спасет.
Относительно новая хитрость - украинизмы (или русизмы - в тексте на государственном языке). Студент может покаянно признаться в плохом знании языков, за это оценку по менеджменту или технологиям все равно не снижают. Зато "Антиплагиат" не узнает украденный текст, если в нем вдруг появятся переведенные слова. Причем ориентируются студенты на так называемые шинглы - количество идущих подряд слов, отрезки, на которые дробит текст программа. Достаточно каждое пятое-шестое слово перевести или заменить синонимом, и вот она - оригинальность!
Еще одна возможность для "словесных игр" - перестановка слов, предложений, соединение их в более длинные, а также дробление фраз, после которого текст напоминает телеграмму. Многих авторов, даже выражающих противоположные убеждения, студенты умудряются скрещивать: объединять в одно предложение 2-3 из разных источников.
Если все сие не по силам молодому человеку или у него мало времени, но есть лишние 100 долларов, можно нанять тех, кто изменит текст до неузнаваемости.
Киевлянин Степан называет себя специалистом по уникальности и открыто рекламирует в интернете свои услуги. Утверждает, что может переписать буквально любой научный текст, сохранив его суть. Остается неясным, почему при таких способностях к познанию юноша скромненько учится в одном из киевских вузов.
Что ж, антиплагиатные программы не разделяют мысль философа Вольтера о том, что хорошее подражание - самая безупречная оригинальность. Зато преподаватели не всегда полагаются на прогресс. Есть даже такие, кто в борьбе с копипастом потребовал от студентов… писать рефераты только от руки. Мол, если человек потратит на текст время, он хотя бы его выучит.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Киевского национального университета культуры и искусства Елена Боровицкая:
- В технических дисциплинах акцент идет на индивидуальные расчеты, поэтому нет смысла проверять уникальность. Для гуманитарных же предметов основным критерием должна быть устная защита рефератов. Опытный педагог легко заметит, кто "плавает" в теме, а кто исследовал ее. Работы "для галочки" не нужны ни преподавателям, ни студентам. Какие бы синонимы в них не были подобраны.