Есть ли жизнь после праздника?
Сосны снова массово меняют местожительство. В середине декабря они обитали на елочных базарах, затем переехали в квартиры запорожцев, теперь же их приют - мусорные контейнеры. А дальше пути деревьев расходятся как в море корабли. Часть вывозят просто на городскую свалку, другие пускают на удобрения, а третьи бросают в огонь. В итоге елочки продолжают служить запорожцам и после праздников.
- Мы практически полностью распродали все елки, около 1200 деревьев. Те, что остались, сослужили нам хорошую службу. Их отправили в печь, в итоге хвоя согревала вагончики лесничих, - рассказали на государственном предприятии "Запорожское лесоохотничье хозяйство".
Также новогодние красавицы пошли на удобрения для других деревьев. Во многих странах очень популярен болгарский метод утилизации хвои. Суть его в том, чтобы сосны перегнивали на почве, тем самым отдавая полезные элементы земле. Практика показала - там, где используют хвойные удобрения, новые деревья растут в несколько раз быстрее. Но в Запорожье болгарский метод с размахом использовать нельзя.
- Наш регион считается пожароопасным. В итоге сухая хвоя может стать причиной крупного пожара. А огонь в сосновых лесах распространяется очень быстро - за час может охватить 5 квадратных километров лесонасаждений. Поэтому удобряют почву опилками у нас очень аккуратно, - отметили специалисты.
Дробилку остановили
Основную часть запорожских елок все же отправляют на свалку. Работники предприятия "Ремондис" собирают сосны возле мусорных контейнеров и вместе с другими отходами вывозят на полигон.
Пару лет назад в городе елками отапливали школы. Это был полезный, но сложный процесс. Изначально хвою дворники сносили в одно место, где она покоилась до визита спецтехники. Затем машины перевозили сосны на склад, где их перерабатывали в щепу. После чего их отправляли в котельные Шевченковского района, которые работали на биотопливе и угле. Но в итоге от практики обогрева помещений елочными опилками решили отказаться, так как измельченные деревья в конечном итоге оказались дорогим удовольствием. На сбор и переработку уходило немало топлива, времени и сил. Кроме того, чтобы обогревать здания, опилок хватало максимум на 3-4 дня. Да и хвоя частенько ломала дробилку. Дело в том, что продавцы нередко самостоятельно "украшают" деревья. Чтобы сосны выглядели пышными, умельцы к стволу крепят металлическими прутьями дополнительные ветки. Вот такие железные сюрпризы и выводили оборудование из строя.
Практика показывает, что полезная утилизация новогодних красавиц - дело затратное, поэтому основную часть деревьев просто выбрасывают на свалку.
Считалка "КП"
В Запорожье работали 144 елочных базара. В среднем на каждой точке было около 300 сосен. Выходит, что в этом году к нам привезли порядка 40 тысяч деревьев.
А как у них
В Киеве все новогодние деревья перерабатывают на щепу и опилки, которые идут на удобрения для теплиц.
В Харькове непроданные сосны отправили в зоопарк. Деревья станут кормом для слонов и верблюдов. Кроме того, из хвойных опилок делают подстилки для зверей.
А в британском зоопарке елки стали игрушками для львов, тигров, снежных леопардов. Оказывается, аромат хвои действует на кошек, как мята или валерьянка. В итоге усатые целый день не расставались с деревьями.
В Германии из использованных елок делают деревянные ножи для масла, которые за кругленькую сумму "толкают" туристам.
В Швеции хвою отправляют в городские котельные и отапливают ими дома.
В австрийской Вене елки не выбрасывают в мусорные контейнеры. Деревья сдают в специальные приемные пункты, где сосны измельчают и делают из них топливные брикеты.
В США с 1935 года существует ассоциация новогодних елок. Ни одно деревце в Америке не погибает почем зря - из них делают бумагу и наполнители для кошачьих туалетов.