Историк-ставрограф Виктор ВЕКЛЕНКО: "Появление Музея Креста - это настоящее рождественское чудо!"

Об уникальных экспонатах и сложностях, с которыми столкнулся основатель первого и единственного в Украине музея подобного рода, "КП" поговорила с его руководителем.

Вначале Виктор Алексеевич и не помышлял о таком дерзком проекте, как собственный музей. Если ему попадались выкопанные разного рода поисковиками нательные крестики, он покупал их (не взывать же, ясное дело, к совести "кладоискателя"!) и отдавал в исторический музей.

Постепенно и его собственная коллекция, собранная для научной работы, выросла до нескольких сотен предметов. Ученый понимал, что держать ее "взаперти" (хоть у себя дома, хоть в запасниках исторического музея, выставляющего ее от случая к случаю) - грешно. И решил, что нужно создавать отдельное тематическое учреждение, где люди могли бы видеть эти экспонаты всегда.

 

Музей поселился на казацком хуторе

Ученый предлагал властям Днепропетровска взять организацию первого и единственного в Украине Музея Креста на себя, а он бы передал туда свою коллекцию. Но чиновники раз за разом плакались: это ж надо решать вопросы с помещением, штатом, коммуналкой, охраной, а денег нет. Или же давали энтузиасту "ценные советы": "Ищите инвесторов", "Создавайте частную экспозицию" и т. п.

И что открыть музей в наше нелегкое время все же удалось, - это, как считает Виктор Векленко, настоящее чудо. Причем - рождественское!

 

- Накануне Рождества 2012-го года, когда в нашем историческом проходила выставка моей коллекции, в интервью телевизионщикам я обосновал необходимость создания Музея Креста, - рассказывает "КП" Виктор Векленко. - А затем познакомился с директором этноцентра "Козацький хутір "Галушківка" Владимиром Выборным. Он сразу же поддержал эту идею и предложил под такой музей одно из своих помещений.

 

Также этот проект на разных этапах поддержали такие, казалось бы, разные, не знакомые между собой люди: известный меценат Борис Филатов и директор Центра охраны историко-культурных ценностей Лидия Голубчик, российские и украинские исследователи, представители казачества и разных ветвей православия, сотрудники музеев и СМИ.

 

Экспонаты, которые ломают стереотипы

Большинство крестов в экспозиции нового музея безымянные, без установленной "биографии". Но, к счастью, Виктору Векленко удалось выяснить для многих экспонатов точную "прописку" их хозяев.

- Вот, например, полторы сотни нательных крестиков с территории Самари-Богородицкой крепости, - показывает историк. - Чтобы найти людей, которые бегали с металлодетекторами возле поселка Шевченко в 2000-2004 годах, ушло до двух лет. Зато при встрече они признались, что есть у них "оттуда" еще российские и европейские монеты времен от Ивана Грозного до Петра І. И эти находки свидетельствуют (см. фото 1), что во второй половине XVI века в левобережной части нынешнего Днепропетровска существовало крупное поселение запорожских казаков.

 

Экспонаты Музея Креста ломают и другие исторические стереотипы. Например, в представлении многих из нас Донецкая и Луганская области видятся, прежде всего, краем шахт и заводов. Но нательные крестики XVII-XVIII веков, найденные там, красноречиво указывают на то, что история этих земель тесно связана с запорожскими казаками и выходцами из Слобожанщины и Гетманщины(см. фото 2).

 

Кресты-открытия

Изучая материалы, составившие основу экспозиции Музея Креста, Виктор Векленко сделал открытие - выделил и классифицировал в отдельный тип нательные кресты запорожских казаков (XVII-XVIII веков). И этот термин использует уже не только днепропетровский исследователь: его признали и вводят в научный оборот специалисты самых авторитетных учреждений, занимающихся ставрографией*, - Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге и другие.

 

- Характерные признаки запорожского креста: он вырезан из металлической пластины, имеет чеканку и расширение балок от центра к краю, - поясняет Виктор Алексеевич (фото 3).

Еще один новый термин, введенный в научный оборот Виктором Алексеевичем, - "барочные кресты" XVII-XVIII столетий (фото 4).

- Это явление "очень украинское", - говорит он. - Хотя похожие образцы встречаются и в археологических материалах Пскова. Но здесь прослеживается влияние не между Украиной и Псковом, а скорее между православием и католицизмом.

Кресты-загадки

Есть в экспозиции Музея Креста и совершенно удивительные предметы, разбивающие стереотипные взгляды и на христианство. Виктор Векленко показывает "КП" латунные крестики конца XIX - начала XX веков с женской фигурой - дохристианским символом Великой Матери.

- А вот еще один отголосок архаики, прототип которого я повстречал в Коломые, в тамошнем музее, - историк показывает нам крест... со свастикой! (фото 5). - Это солярный символ. Не удивляйтесь: некоторые элементы язычества в раннехристианских материалах действительно присутствовали. А у нас в Западной Украине, как видите, такие элементы сохранились еще и во втором тысячелетии от Рождества Христова.

Виктор Векленко долго искал мастера, который смог бы сделать точную копию этого необычного "культового предмета". Потом снова проблема: обратную сторону данного креста никто не видел, потому что он лежит под стеклом в витрине. И даже "ради науки" открывать ее не разрешили.

- Но мне повезло: я нашел книгу начала 1930-х годов, изданную во Львове, где было размещено фото его обратной стороны, - вспоминает наш собеседник.

Еще один крест-загадка (фото 6) - с какой-то непонятной двойкой и литерой на верхней балке. Что бы это обозначало, не могут сказать сейчас и ученые, и священники.

ДОСЬЕ "КП"

Виктор Алексеевич ВЕКЛЕНКО родился 4 октября 1968 года в Днепропетровске. Учился в ДГУ на историческом факультете. В 1996-2009 годах возглавлял учебную лабораторию археологии исторического факультета Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара. Сейчас - научный сотрудник Института общественных исследований. Автор книги "Нательные кресты Самари-Богородицкой крепости" (2010).

СПРАВКА "КП"

Музей Креста открылся 13 октября 2013 года. В его экспозиции более 2 тыс. экспонатов (сегодня это самая большая в Украине коллекция подобных предметов).

- Самые старые экспонаты - изделия X-XI столетий. Самые "молодые" - работы выдающегося современного мастера Юрия Федорова из Санкт-Петербурга.

- Самые мелкие крестики - девичьи, барочной традиции, в 5-6 мм. Есть в коллекции настенный католический крест - 40 см в длину.

- Больше всего экспонатов из бронзы, много серебряных. Есть также немало крестов из дерева, стекла, керамики, несколько костяных изделий.

- В музее представлены предметы из 15 областей Украины. Фрагментарно - из 16-й, Тернопольской. Готовятся к "выходу на сцену" материалы из Запорожской области и Автономной Республики Крым.

- В экспозиции есть кресты православные, греко-католические и католические.

КАК ПРОЕХАТЬ

Адрес Музея Креста:Днепропетровская область, Петриковский р-н; с. Гречаное; ул. Петровского, 28; этнографический центр "Козацький хутір "Галушківка". Сперва нужно ехать от Днепропетровска до Петриковки, а дальше - см. карту.

* Ставрография (от др.-греч. σταυρος - "дерево, крест" и γράφω - "пишу") - вспомогательная историчес-кая дисциплина, изучающая историю и иконографию Креста - основополагающего символа христианства.