В Харькове карлика признали годным к военной службе

Парень забыл взять в военкомат справку об инвалидности и чуть не загремел в армию

Рост Паши всего 1 метр 45 см.

Парень забыл взять в военкомат справку об инвалидности и чуть не загремел в армию.

Сбой в генах

Паше Овчаренко поставили диагноз хондродисплазия (в народе таких людей называют карликами) еще в семь лет. Именно тогда стало заметно его сильное отличие от сверстников. Одноклассники росли, а Паша неизменно стоял последним в шеренге на физкультуре. Не помогали ни плавание, ни занятия дзюдо. Сейчас парню 18 лет, а рост у него всего 1,45 м. Кстати, его мама на голову ниже.

- Какой-то сбой в генах произошел. Бабушка, дедушка, мамины сестры и их дети все высокие, под метр восемьдесят, - показывает семейные снимки Паша. - Я долго не мог привыкнуть к мысли, что таким и останусь. Своего папу я никогда не видел, но знаю, что маленьким он точно не был.

- Многие друзья от меня отвернулись. Говорили, мол, нам с тобой стыдно показываться перед девчонками. Но настоящие товарищи продолжают со мной общаться до сих пор, - вздыхает парень.

Врачи отняли последнюю надежду, дав понять: если бы он обратился к ним раньше! А теперь зоны роста закрылись, и помочь может лишь операция по методу Елизарова, очень мучительная и многоэтапная, когда ломают и вновь сращивают кости. Вдобавок стоит она недешево. Так Паша перестал думать об исцелении.

Маленьким людям в городе нелегко

Работникам социальной службы удалось вытащить парня из депрессии, подключив его к шефству над другими инвалидами. Но горечь и обида на «больших» все равно сидит в сердце занозой. Маленьким людям, говорит Павел, тяжко жить в современном городе.

- Не предусмотрено для нас ничего ни в транспорте, ни в магазинах. В метро локтями по голове бьют, в троллейбусе соскальзываешь с пластикового сиденья, потому что упереться не можешь, а до поручней не дотянуться. Высоко размещают телефоны-автоматы, дверные ручки, прилавки магазинов. Проблема и с одеждой. Хорошо хоть обувь нетрудно подобрать, - констатирует Паша. - Но больше всего напрягает отношение людей. Обидно слышать, когда слово «карлик» используют как оскорбительное прозвище. Маму мою в советские годы никто не обижал, ее, наоборот, любили. А мне такого довелось наслушаться от сверстников!..

В техникуме, где Паша учится на социолога, все инвалиды. Среди них он не чувствует себя одиноким. А в военкомате на медосмотре у него вообще не нашли малейших изъянов и признали годным к военной службе!

- Я забыл взять справку о своем диагнозе. И мне там сказали: если не подтвердишь документом, пришлем повестку. Сейчас оформляю инвалидность во ВТЭК. Даже не представляю, что бы я делал в армии? - удивляется Павел.

КОММЕНТАРИЙ ВОЕНКОМА

«Парня просто припугнули»

«КП» поинтересовалась в Харьковском областном военкомате, действительно ли карлика без справки отправили бы в армию?

- Глупости! - заверил нас областной военком Алексей Середа. - Конечно, для того, чтобы мы подписали освобождение от армии, все документы должны быть в порядке. В том числе и справка об инвалидности. И если бы Паша, к примеру, ее потерял, ему пришлось бы идти к врачам за повторным заключением. Поэтому парня просто припугнули, чтобы он не относился к этому халатно.