Новый год на орбите встретили шестеро космонавтов

Об этом "КП" сообщил замруководителя Федерального медико-биологического агентства Вячеслав Рогожников.

"Ребята обязательно получают новогодние подарки с Земли, от своих семей, родных, друзей". Фото: фото из архива "КП".

В студии радио "КП" побывал человек, который вместе со своими коллегами провожает космонавтов на орбиту, а потом встречает их на Земле, следит за здоровьем исследователей космоса - доктор медицинских наук Вячеслав Рогожников. Вот что он рассказал...   
 
- Сегодня на международной космической станции работает интернациональный экипаж. Командует экспедицией российский летчик-космонавт Олег Котов. В некотором роде мой коллега, поскольку первое образование у него – Военно-медицинская академия имени Кирова. А уже потом он закончил и летное училище. И это уже третий его полет в космос.
 
Второй российский космонавт, Сергей Рязанский, тоже имеет отношение к медицине – он микробиолог. Мне приятно отметить, что он - внук одного из  основателей космонавтики Советского Союза, главного конструктора системы радиоуправления космическими аппаратами Михаила Рязанского. Рязанский входил в состав знаменитой группы из шести главных конструкторов, которую объединил легендарный Сергей Королев. Сергей Рязанский на орбите новичок – в  космосе он впервые.
 
А самый опытный из российской команды – Герой России Федор Юрчихин. Он отправился на орбиту уже в четвертый раз!
 
В экипаже сегодня и трое иностранцев. Японский астронавт Коичи Ваката совершает третий космический полет. Очень подготовленный космонавт, и в перспективе будет первым японским астронавтом, который возглавит экипаж международной космической станции.
 
И еще два представителя НАСА – американские астронавты Рик Мастраккио и Майкл Скотт. Майкл тоже космический дебютант. А вот Рик Мастраккио в опыте "состязается" с Сергеем Юрчихиным – это уже четвертый его полет на орбиту.
- Какая интересная компания!
 
- При всех прочих равных условиях общая работа, идея и программа настолько объединяют людей, что они становятся единым целым, настоящим экипажем. И не задумываются, представителями какого космического агентства или какой страны они являются. Совместно решают все штатные и нештатные ситуации.
 
- А как на орбите празднуют Новый год? Есть какие-то традиции?
- Каждый экипаж празднует по-своему, и всегда – интересно. Ребята обязательно получают новогодние подарки с Земли, от своих семей, родных, друзей.
 
- А как на орбите с шампанским?
- Шампанское – это тот напиток, с которым даже на Земле порой трудно справиться – бьет фонтаном… А упаковать в тюбик, да открыть в невесомости – нереально! Более приемлем для употребления в космосе –в микродозах! – коньяк, который легко доставить и легко открыть.
 
Вячеслав Рогожников тщательно следит за здоровьем исследователей космоса. Фото: фото из архива "КП".
 
- Вы  подтверждаете, что они там, может быть, пригубили коньячку?
- Я не могу утверждать, употребят они спиртное или нет. Это их "семейное" дело. Экипаж – семья, которая решает по-своему.
 
- Вячеслав Александрович, мы живем в эпоху космоса, сколько у нас уже космонавтов?
- Начиная с первых полетов и по сей день в космосе побывало108 представителей нашей страны. Сейчас отряд космонавтов – действующих - насчитывает 44 человека. Это основной состав плюс группа подготовки, кандидаты в космонавты. А всего астронавтов, которые летают на международную космическую станцию под эгидой НАСА насчитывается порядка 450.
 
- Почему у нас меньше?
- Потому что мы отправляли космонавтов на орбиту на длительные сроки, вплоть до того, что один из космонавтов у нас пробыл в космосе 437 дней. Американцы до недавнего времени летали на 7-10 дней. И по семь человек сразу. Поэтому у них "пропускная способность" больше. Но по длительности пребывания в космосе перевес на стороне России.
 
- У россиян на Земле с 1 января начинаются новогодние "каникулы". А космонавты будут отдыхать?
- Работа в космосе чрезвычайно регламентирована. И в процессе подготовки, и в процессе формирования программы очень четко рассчитывается время, которое тратит космонавт на "чистый" труд, на отдых, на сон.
 
Орбитальная станция эксплуатируется уже 15 лет. И приблизительно 37 процентов времени уходит на регламентные и режимные работы, которые позволяют поддерживать в работоспособном состоянии всю технику.
 
Научная деятельность состоит из нескольких компонентов. Есть геофизические, есть дистанционные наблюдения за Землей. Есть астрофизика. Но меня, как врача, более всего интересуют медико-биологические эксперименты, которые занимают весомый объем работы…
 
- Ясно, что синдром "тяжелой головы" тем, кто на орбите, не грозит. Тогда, как космический медицинский специалист, посоветуйте тем, кто на Земле, как не оказаться в эти праздники в "безвоздушном пространстве"? Как не "улететь" от перебора спиртного на недосягаемые орбиты?
- Первое и главное – умеренность. 30 грамм – доза спиртного в обычные сутки, а уж если праздник, то можно выпить и 90-100 граммов. Но не больше! Это будет совершенно нормально.
 
Работа в космосе чрезвычайно регламентирована: по минутам расписано сколько космонавт тратит на труд, отдых и сон. Фото: фото из архива "КП".
 
- Чего? Водки, коньяка?
- Речь идет о нашем традиционном сорокаградусном напитке.
 
- Что так мало?
- Достаточно! Если не хотите находиться в "безвоздушном пространстве".
 
- А если все же "перебрал" и "улетел"?
- Есть традиционные способы, есть медикаментозные, которые позволяют привести себя в рабочее состояние.
 
- Традиционные – это те, которые могут находиться в холодильнике?
- Это вы знаете и без меня –  рассол.
 
- Огуречный, капустный?
- Огуречный. Это наиболее оптимально. Порядка поллитра можно спокойно выпить. И лучше всего помогает наша традиционная пища – борщ и щи. Особенно из квашеной капусты. Одна молекула алкоголя связывает четыре молекулы воды. И жидкая пища, да еще со сбалансированным количеством микроэлементов и витаминов, к чему относится тот же борщ, быстро выводит организм из похмельного состояния...