Запчасти искали на свалке
Виктор всю жизнь посвятил авиации: много лет проработал в международном аэропоту "Симферополь" техником и летчиком в городском аэроклубе. А параллельно умудрялся строить самолеты. Причем собирает махины в прямом смысле слова из подручных материалов.
- Первый самолет я и двое моих друзей построили за рекордный срок - полгода, - рассказывает Виктор Юзва. - Это было почти тридцать лет назад. Мы были молоды, и нас охватывал сумасшедший азарт. Все выходные с утра до ночи проводили в гараже. Могли ни есть, ни пить. Семьи к нашему увлечению относились с пониманием. Тем более что моя жена тоже летчицей была.
Двухместного "первенца" троица назвала "Гамаюн - 07" - в честь сказочной птицы, предсказывающей будущее. А счастливое число добавили на удачу.
- Пролетали мы на нем почти шесть лет, после чего продали в Херсонскую область, - продолжает Виктор Евгеньевич. - Следующие самолеты я строил не спеша. На второй ушел год, на третий - полтора. Самостоятельно смастерил шесть летательных аппаратов, сейчас заканчиваю работу над седьмым. Причем строю я не ради денег, а в свое удовольствие. Полученная от продажи аппарата выручка всегда идет на создание следующего.
Запчасти для своих самолетов летчик собирает где придется.
- Все знакомые в курсе моего увлечения, поэтому присылают мне различные детали, - улыбается авиаконструктор. - Строю из всего, что попадется под руку.
Двигатели использовал от мотоциклов и моторных лодок, колеса - от скутеров. Крылья для одной из моделей взял от планера. Хороший самолет, говорит, можно собрать за 5 тысяч долларов, а то и дешевле. Самое дорогое - это двигатель. Подержанный можно купить за 2-2,5 тысячи долларов.
"Заказы от богачей не принимаю"
Сейчас Виктор Юзва работает над одноместным самолетом "Ласточка". Уверяет: эта модель даст фору любому кукурузнику!
- Начал его строить в сентябре 2013 года, к следующему лету, думаю, уже закончу испытания, - говорит летчик. - Хочу его сертифицировать, чтобы применять для обработки полей от вредителей. Он намного экономичнее используемых в хозяйстве Ан-2.
Еще одно детище авиаконструктора, которое по своим характеристикам претендует попасть в Книгу рекордов Гиннеса, - самолет "Селезень". Он взлетает после пробега всего на 15 метров. Для сравнения: кукурузнику для взлета нужно 150 метров.
В своих кругах Виктор Юзва известен как опытный разработчик и испытатель несертифицированных моделей.
- Я с первого взгляда на самолет могут определить, почему тот или иной аппарат не летает, - говорит Виктор Евгеньевич. - Секрет моих изобретений в том, что они легкие. Почти все весят от 170 до 220 килограммов. Подсказать человеку, что исправить, я могу, а вот заказов не беру. Ко мне часто приходят обеспеченные люди, просят, чтобы крылья были от броненосца, а нос, как у "Боинга". Это нереально. Танки не летают, а нелетающих самолетов я не строю.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
За свою жизнь крымчанин поднял в небо 37 самодельных самолетов, научил летать почти 100 человек.