Накануне рождественско-новогодних празднеств в мемориальном доме-музее Д. И. Яворницкого открылась интереснейшая выставка - "Резные православные святыни". В одной из комнат, где когда-то жил и работал наш знаменитый земляк-академик, на стеллажах за стеклом разместилось около сотни редчайших экспонатов.
| Виктор Екшов показывает бесценные творения старых мастеров. Фото: автор. |
|
- И это далеко не вся коллекция культовых предметов, собранная в Днепропетровском историческом музее, - рассказывает "КП" старший научный сотрудник дома-музея академика Яворницкого Виктор Екшов. - Здесь выставлена только резьба по дереву и некоторым другим материалам (камню, перламутру). Но объединяет все эти кресты и иконы то, что они были созданы в разное время на территории Украины, прежде всего в Киево-Печерской лавре.
| Икона "Вера, Надежда, Любовь и мать их София". (Резьба по дереву, стекло. Киев. Вторая половина XIX века). Фото: автор. |
|
Кстати, отмечает Виктор Владимирович, предать забвению подобные изделия пытались не только во времена большевицкого безбожия.
| Икона "Поклонение волхвов". (Перламутр, резьба. Ближний Восток. XIX век). Фото: автор. |
|
- До революции также существовал запрет священного синода на изготовление подобных предметов, - продолжает наш собеседник. - Так как долгое время среди самих церковников шел спор: можно ли делать объемную деревянную скульптуру в православной традиции? И потому этот вид культового творчества постепенно надолго исчезает, возрождаясь уже только в наше время. Особенно это популярно сейчас в России... И вот чтобы вспомнить эту призабытую старину, наш музей и открыл данную выставку.
| Наистарейший экспонат в фондах Днепропетровского исторического музея - каменный крестик (X-XI век. Киевская Русь). Фото: автор. |
|
Резные деревянные иконы, как только их начали делать монахи-резчики открывшейся в 1615 году типографии Киево-Печерской лавры, вначале использовались как своеобразные дипломатические подарки. А в XVIII-XIX столетиях - поскольку их становилось все больше - они распространились уже и среди населения. Причем делали их уже не только лаврские умельцы, но и народные мастера, и, естественно, их работа отличалась по качеству.
| Икона "Образ Богородицы с пристоячими". (Резьба по дереву. Киев. Вторая половина XIX столетия). Фото: автор. |
|
- Украинские мастера предпочитали резать по кипарису, в отличие, например, от своих российских коллег, использовавших для работы, в основном, сосну и липу, - рассказывает Виктор Екшов. - Традицию резать по кипарису пришла в Киев из Греции, со святого Афона.
| Нательный крестик паломника в Иерусалим (Перламутр. Ближний Восток. Середина XVIII столетия). Фото: автор. |
|
К слову, история практически не сохранила ни единого имени мастера-резчика этих чудесных утонченных работ. Так как считалось: помечать своим именем что-либо творимое, связанное с Богом, было бы проявлением непростительной гордыни.
| Резная деревянная икона "Успение Богородицы с Антонием и Феодосием Печерскими" (Киев. Вторая половина XIX века). Фото: автор. |
|
- На этой выставке множество просто "бомбовых" вещей! - не скрывал своего восхищения присутствовавший на вернисаже известный днепропетровский историк-ставрограф, основатель Музея Креста Виктор Векленко.
| Ручной семиконечный крест (Резьба по дереву. Западная Украина, Станиславская губерния. XIX век). Фото: автор |
|
По его словам, по значимости коллекция деревянной культовой пластики Днепропетровского исторического музея если и уступает собраниям столичных музеев, то лишь самую малость.
| Икона в рамке "Успение Богородицы". (Резьба по дереву. Киев. Вторая половина XIX века). Фото: автор. |
|
| Напрестольный крест. (Кипарис, резьба; медь, литье, ковка, чеканка, гравировка, золочение, серебрение. Украина. 1774 год. Вклад казака Ивана Шыпотынныка в Новокодакскую Свято-Николаевскую церковь). Фото: автор |
|