7 мифов, которые отстаивает Евромайдан

Очередное народное вече, проведенное в центре Киева в воскресенье, еще раз продемонстрировало, что Евромайдан является уникальным социальным феноменом: не так часто можно встретить такие массовые собрания людей, которые уже как месяц не могут четко сформулировать, чего же они хотят.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Фото: Рейтер.

Корни этого явления, вероятно, следует искать в архетипах украинского сознания, в его генетической памяти, уходящей в казачьи таборы, Черные Рады и прочие собрания посреди степи, для которых процесс сходбища был намного важнее конечного результата. "На майдані біля церкви революція іде. Хай чабан! - усі гукнули, - за отамана буде". (П. Тычина, 1918 год.) 
 
Однако объяснить, что такое "архетип", большинству присутствующих и сочувствующих довольно сложно. Поэтому Евромайдан постепенно обрастает мифами, которые позволяют ему оправдывать собственное существование рядом факторов, на самом деле весьма иллюзорных. 
 
Ранее уже отмечалось, что "стояние" "за" европейскую интеграцию Украины можно объяснить лишь кардинальным непониманием активистами Майдана всех тех процессов, которые станут следствием немедленного подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС. Если бы была подписана Ассоциация с ЕС, то в 2014 году мы имели бы тотальное подорожание всего на 50%, курс гривны был бы 12 грн. за 1$.
 
Сейчас оппозиции остается лишь говорить о якобы утраченных возможностях Украины - в тот момент, когда налажено конструктивное сотрудничество украинских властей с Россией и Китаем. 
 
По большому счету сейчас оппозиция может рассказывать что угодно: и что в Шенгенскую зону Украину готовы были принять чуть ли не до Нового года, и что многомиллиардными кредитами Европа тайно хотела нас облагодетельствовать (этот документ должны были все страны ЕС подписать). Все это пустые слова - до Вильнюса условия евроинтеграции были настолько жесткими, что соглашаться на них было бы равносильно краху отечественной экономики. Сейчас, разумеется, можно апеллировать к каким угодно "секретным документам ЕС", но проигрыш оппозиции, ставившей цель захватить власть любой ценой, очевиден. 
 
Главным мифом на баррикадах является убеждение, что "мы выражаем мнение всего народа". Реальность же такова, что даже в выходные дни на Майдане Незалежности в столице собирается в пределах 100 тысяч граждан, что даже и до 0,5% от населения Украины не дотягивает. И почему именно эти 0,2-0,3% имеют право навязывать 45-миллионной стране, как ей жить, не совсем понятно. 
 
В ответ оппоненты приводят перечень аргументов, каждый из которых следует рассмотреть отдельно. 
 
Миф №1.
 
Не все приехали, но все поддерживают
 
Реальность. А почему тогда местные "майданы" не бушуют в городах и селах, как это было в 2004-м? Несколько местечковых Евромайданов в городах Западной Украины, к сожалению, лишь подтвердили тот тезис, что не Донбасс и "схидняки" ментально отличаются от населения Центральной Украины, а галичане противопоставляют себя жителям всех других регионов Украины. Митинги в областных центрах центра страны, на которые в самые первые дни "еврореволюции" собиралось немногим больше 1000 человек, а под ее завершение число митингующих упало до нескольких десятков, - яркое тому подтверждение. 
 
Миф №2. 
 
Люди на улицы не выходят, но поддерживают, как об этом и говорят результаты социологических исследований
 
Реальность. Посмотрим на эти социсследования. Вот представила результаты опроса компания Research & Branding Group. На вопрос "Как вы относитесь к сносу памятника Ленину?" 69% жителей Киеве ответили отрицательно. Но вот сразу же за этим последовал вопрос: "Согласны ли вы с тем, что действия сносивших памятник повторяют аналогичную практику большевиков, лидером которых являлся Ленин?" Таковых оказалось 57%. Манипулятивно? Еще и как. 
 
Попробуем проанализировать подобным образом данные, полученные вследствие опроса Ассоциации политических психологов Украины и Института социальной и политической психологии жителей всех регионов Украины на тему "Как вы относитесь к разгону митинга 30 ноября". От 96% респондентов на западе страны до 60% на востоке, конечно, осудили действия "Беркута". А вот если бы после такого вопроса поставить и другой: "Как вы относитесь к действиям активистов Евромайдана, кидавших в "Беркут" камни?" - какими бы были результаты? И как бы они выглядели в освещении СМИ? 
 
Аналогичным образом следовало бы Research & Branding Group спрашивать у киевлян не то, поддерживают ли они Евромайдан (64% - "за", 26% - "против"), а поддерживают ли они: 1) немедленное подписание Соглашения об ассоциации на нынешних условиях; 2) превращение центра города в укрепленный цыганский табор? Уверен, результаты были бы совсем другими. Стоило бы вопросы ставить по-другому. 
Уважаемые социологи! Могли бы ли вы провести опрос на тему евроинтеграции? 1) Согласны ли украинцы на подписание договора об Ассоциации с EC, если все включая тарифы, подорожает на 50%? 2) Увеличатся на 50% налоги (упрощенной системы налогообложения не будет). 3) Будут заморожены на пару лет зарплаты и пенсии? 4) Какой процент евромайданистов придерживается либеральных, ультралевых и противоположных ультраправых взглядов, а кто просто против произвола милиции и за справедливые социальные лифты? 
 
Миф №3.
 
На ТВ, в прессе и на ведущих сайтах все прогрессивные журналисты выступают "за" Евромайдан 
 
Реальность. Абсолютное большинство ТВ-каналов принадлежат олигархам, которые рассчитывают выторговать максимально приемлемые для себя выгоды, в случае если власть вынуждена будет пойти на уступки для нормализации политической ситуации в стране. Поэтому ТВ и пресса - "за" Евромайдан. "За" Евромайдан и ведущие сайты, журналисты которых либо "сидят" на западных грантах, либо ведут свою политику опять же в интересах финансово-промышленных групп. 
 
Почему олигархи открыто не финансируют Майдан? Кто платит все-таки за освещение, сцену, бесплатные продукты и медикаменты? К чему лукавство? Скажите прямо: "Мы, западноориентированные финансово-промышленные группы, хотим прийти к власти, а идею Европы и социальной справедливости мы используем как политтехнологический информационный повод. Люди получат то же, что и в 2005 году. Тимошенко-премьер и так далее... 
 
Миф №4.
 
Евромайдан выступает за новые выборы 
 
Реальность. Если оппозиция желает новых выборов, то почему бы ее депутатам не сложить депутатские полномочия, как это сделал Роман Забзалюк? Партийные списки будут обновляться до истощения. А в одномандатных округах можно постоянно выигрывать (поддержка-то всенародная!), и тогда нервы не выдержат ни у власти, ни у ЕС. На последних выборах оппозиция победила лишь в 1 из 5 округов. Но нет - не сложила оппозиция мандаты. И не сложит. 
 
Миф №5.
 
Почему противники Евромайдана не выходят на митинги?
 
Реальность. А почему они должны выходить? Евромайдан стал субъектом правовых отношений в стране? Выборы отменяются? Страна уже делала свой выбор - и в 2010-м, и в 2012-м. Выборы признаны состоявшимися и проведенными без существенных нарушений и со стороны всех участников избирательного процесса, и со стороны мирового сообщества. И если гражданин не выходит на улицу размахивать флагами и орать: "Хочу в Европу!", это не значит, что он не имеет права влиять на политические процессы. Просто формула цивилизованного влияния определена Конституцией - это выборы. А не Евромайдан. 
 
Миф № 6.
 
Законы несовершенны, много коррупции, судейского, налогового и милицейского произвола. Евромайдан - за то, чтобы их (законы) поменять 
 
Реальность. Заявление Яценюка на очередном народном вече, что следует начать борьбу за принятие новой Конституции - из разряда случаев, когда "самопиар" граничит с глупостью. Действующая Конституция Украины предполагает возможность внесения в нее изменений, но не предусматривает принятия нового Основного закона. Менять законодательство можно лишь по процедуре, которая в этом же законодательстве и прописана. Евромайдан ни в коем случае не субъект права и никогда таким не станет. За 5 лет у власти оппозиция ведь не приняла ни одного закона по социальным лифтам и справедливости. 
 
Миф №7.
 
Евромайдан - вне политики. Это общественная структура
 
Реальность. Почему тогда в число Совета народного объединения "Майдан" вошли все руководители оппозиционных фракций, а среди общественных деятелей нет ни одного, который бы не был радикальным сторонником западного курса Украины и немедленного подписания Соглашения об ассоциации? Следовательно, весь Евромайдан - лишь ширма для того, чтобы политики из бывшего "оранжевого" лагеря вернули себе власть.