Мать солдата внутренних войск: "В чем эти дети виноваты?"

"Комсомолка" отыскала родственников бойца ВВ, который охраняет Администрацию президента и Кабмин от активистов Майдана.

Фото: Рейтер.

Избиение студентов в центре Киева, штурм Администрации президента, разгон Майдана… СМИ пестрят новостями о том, как жестоко избиты митингующие и как зверствует "Беркут". И редко кто вспоминает, что между спецназом и активистами Майдана стоят солдаты внутренних войск. А в это время за своих детей в военной форме переживают их матери и отцы…
 
"Комсомолка" пообщалась с женщиной, которая бросила все дела и приехала на Майдан, чтобы быть рядом с сыном и охранять его силой своей любви. 
 
Видео Олега Терещенко.
 
Солдатам плевали в лицо
 
Валентина Николаевна приехала в Киев из Одессы три недели назад. Все это время она живет в Октябрьском дворце, который является штаб-квартирой участников Евромайдана, а днем отправляется к Администрации президента или к Кабмину. Нет, в ее планах нет участия в шумных акция. Валентина Николаевна верит, что своим присутствием сможет защитить единственного сына Сашу, который служит во внутренних войсках. Его вместе с сослуживцами направили стоять в оцеплении возле правительственных зданий. 
 
- Когда я отдавала своего сына во внутренние войска, подумать не могла, что такое придется пережить, - вытирая слезы, говорит Валентина. - Он присягу давал, клятву, что будет защищать народ Украины. А что в итоге? Сотни людей идут мимо, проклинают их, плюют им в лицо, а за что? В чем эти дети виноваты?
 
Первый день зимы Валентина вспоминает как кошмарный сон. Рано утром она общалась с сыном по телефону, а вечером включила телевизор.
Валентина Николаевна попросила закрыть ей на фотографии лицо, потому что не хочет неприятностей. Фото: личный архив.
 
- Александра привезли в столицу 27 ноября, он сразу позвонил, сказал, здесь все хорошо, нужно только стоять ночами в оцеплении. Люди вокруг мирные, нет повода для волнения.
 
Но волноваться пришлось 1 декабря, когда женщина увидела сюжеты о событиях под Администрацией президента. Валентина бросилась к телефону, но мобильный сына не отвечал.
 
- Мы с мужем обзванивали всех, но никто ничего не мог сказать, Саша пропал. Я десятки раз просматривала видео, когда детей возле АП давят экскаватором, травят газом. А они как котята держатся друг за друга. Все в растерянности. Среди них был и мой сын… Не помню, что было вечером. Меня забрала скорая. Муж наутро пришел, сообщил, с Сашей все в порядке. Нашелся!
 
"Просили не ставить в первые ряды"
 
Валентина убежала из больницы спустя два дня. Не потому что выздоровела - решила ехать в столицу к сыну. Денег, чтобы снять квартиру, хватило только на пару дней, затем средства закончились. Пришлось просить бесплатное место в лагере митингующих. Свободный матрац местная комендатура выделила в Октябрьском дворце.
 
- Первые дни было некомфортно, все здесь говорят только о политике. А у меня никаких идей. Какие могут быть идеи, когда только о сыне и думаешь?  Потом свыклась. 
 
Но самое худшее начиналось ночью. В ожидании штурма всех расставляли охранять баррикады.   
 
- Когда милиция и "Беркут" подошли к Майдану вплотную в ночь с 10 на 11 декабря, я собрала вещи и пошла ближе к Администрации, но с сыном так и не встретилась. Он стоял на Банковой, меня туда не пустили, - вспоминает Валентина. - Там были и другие родители. Отец одного из солдат подошел к майору и упал перед ним на колени. Умолял не ставить его 18-летнего сына в первые ряды. 
 
По словам Валентины, когда она спустилась по Институтской к Майдану, активисты поначалу отказались ее пропускать за баррикады. Затем женщину отчитал местный комендант.
 
- Оказывается, я должна была стоять на какой-то точке, караулить, а я ушла по своим делам. Пыталась объяснить, что к сыну приехала, а не на революцию. В ответ получила ругань, - вспоминает Валентина. - Та ночь была кошмарной. Я с другими родителями не знала куда бежать, где стоять, наших детей вели со всех сторон на баррикады. Мы просто сидели и молились, чтобы не началась драка. 
Солдаты внутренних войск, как правило, выполняют функцию живого барьера, главная команда - терпеть. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО.
 
По словам женщины, все больше родителей склоняются к тому, чтобы забрать своих сыновей со службы домой, но они не знают, как это можно сделать. 
 
- Взять детей и уехать? Это дезертирство. Отправят под трибунал… 
 
Кстати, когда верстался номер, Валентина Николаевна рассказала, что ее сына уже отправили домой. Сейчас он находится в Одессе в расположении воинской части. Руководство обещает, что больше ребят в Киев не пошлют. 
 
СПРАВКА "КП"
 
Внутренние войска с 2007 года подчиняются Министерству внутренних дел. В состав ВВ входят такие подразделения, как "Барс", "Тигр", "Ягуар", "Гепард". Численность около 30 тыс. человек.
 
Основная задача внутренних войск - охрана важных государственных объектов, охрана гражданского порядка во время массовых мероприятий, охрана подсудимых в судах, конвоирование арестованных и осужденных, выполнение пропускного режима на охраняемые объекты, охрана дипломатических учреждений, вокзалов и аэропортов. 
 
Набор во внутренние войска Украины проходит по контракту, также войска регулярно пополняются бойцами срочной службы - призывниками.