Незадолго до смерти дочь Ильфа отыскала иллюстрации к рассказам отца

На этой неделе на 78-м году жизни скончалась Александра Ильинична – дочь великого одессита.

Боясь заразить, отец редко брал маленькую Сашу на руки. Фото: личный архив А. Ильф

В пятницу поклонники творчества всемирно известного писателя Ильи Ильфа в Литературном музее почтят память его единственной дочери Александры. Наследница великого одессита скончалась в Москве на 78-м году жизни. Несмотря на то, что женщина прожила в Белокаменной всю жизнь, ее знали в родном городе отца, где она бывала каждый год.
 
Александру Ильиничну из-за сходства с отцом узнавали даже в толпе. Однако женщина всегда смущалась, когда ей об этом напоминали. "Это не моя заслуга, просто так вышло", – отвечала она. Дочь практически не знала папу: когда ей было два года, он умер от туберкулеза. Даже совместных фотографий осталось очень мало: боясь заразить, отец редко брал маленькую Сашу на руки. О нем больше рассказывала мать Мария Николаевна.
 
– Мама говорила, что он меня обожал, – вспоминала Александра Ильинична. – Находясь в Америке, в каждом письме просил присылать мои фотографии. Мамина сестра рассказывала, что когда она навещала Ильфа, тот сразу разворачивал перед ней фотоальбом и восклицал: "Правда, моя дочь – красавица?".
 
В одном из последних интервью женщина рассказала "Комсомолке", что многие вещи об отце узнала также от его младшего брата Вениамина (Илья Арнольдович был третьим из четырех сыновей). А средний брат Михаил забавлял Александру, когда та была маленькой. Старший из дядюшек Сандро Фазини был художником-кубистом и жил в Париже. Его картины позже находили в коллекциях музеев Израиля и Франции. А полотно 1916 года оказалось дома у вице-президента Всемирного клуба одесситов Евгения Голубовского, который подобрал картину на улице.
 
– Одесса – фантастический город, – воскликнула Александра Ильинична, когда узнала об этом. – Я допускаю, что здесь может произойти буквально все!
 
Александра Ильинична почти всю жизнь проработала в издательстве, выпускавшем художественные альбомы и монографии, была редактором и занималась переводами. А когда приближалась дата столетия со дня рождения Ильфа, она стала вплотную заниматься возрождением творчества отца. Для этого москвичка по меньшей мере два раза в год наведывалась в его родной город. Она часами просиживала в библиотеках, а после дополняла и обновляла папины произведения. А однажды "дочь Ильфа и Петрова", как она в шутку сама себя называла, копаясь в архивах, наткнулась на какие-то фотографии.
 
– Когда я показала снимки специалистам, никто не мог понять, что на них изображено, – рассказала Ильф. – Уже позже, занимаясь выпуском "Записных книжек", я заметила, что эти фото подходят к сюжетам, описанным в рассказах. Оказалось, что снимки сделал папа.
 
Кстати
 
На одном из литфестивалей в Одессе пару лет назад презентовали альманах "Дерибасовская – Ришельевская". Дочь литератора опубликовала в нем статью о живописи матери, которая также рисовала в молодости.
 
– Картины нашлись случайно, – пояснила Александра Ильинична. – Некоторые из них датируются 30-ми годами, тогда мама училась в Одессе. А когда я появилась на свет, она совсем забросила живопись и только изредка брала в руки карандаш и делала наброски.