Самый известный фильм Питера Джексона, трехсерийный "Властелин колец", шел в общей сложности девять часов. Но это было оправданно: в конце концов и сага Дж. Р. Р. Толкиена состояла из трех увесистых книжек.
"Хоббит", наоборот, - сказка сравнительно тоненькая, страниц на триста, а фильм все равно состоит из трех серий и идет девять часов. И это уже называется беспределом и полным неумением себя контролировать.
"Хоббит" в версии Джексона бесконечен. В этом есть своя прелесть - например, на пресс-показ можно опоздать на полчаса и твердо знать, что не пропустил ровно ничего. Во время пресс-показа можно выйти, чтобы покурить, а потом выйти еще раз, чтобы съесть хот-дог, - и вернуться практически на той же сцене, застав персонажей с тем же выражением лиц.
|
Премьера первого "Хоббита" состоялась в декабре 2012-го. Сейчас хоббит Бильбо Бэггинс и его друзья-гномы (только очень ленивые кинокритики в прошлом году не написали, что они словно сошли со страниц Шолом-Алейхема) продолжают свое эпическое путешествие к логову дракона Смауга, чахнущего, как Кощей Бессмертный, над отобранным у гномов златом.
По дороге встречают оборотня, который то медведь, то страшный высоченный мужик (вторая стадия предпочтительнее, потому что с мужиком как минимум можно договориться). Встречают огромных прожорливых пауков, которые норовят сожрать путешествующих.
Встречают эльфов, в том числе Леголаса, которого по-прежнему изображает Орландо Блум (основательно заматеревший со времен "Властелина колец", но на этот раз играющий персонажа в юности). Наконец есть дракон Смауг - что самое смешное, в исполнении Бенедикта Камбербэтча (Джексон очень любит использовать живых актеров для создания разных чудищ - точно так же Кинг-Конга у него играл актер Энди Серкис, сообщивший нарисованной на компьютере обезьяне свою мимику).
Бильбо Бэггинса играет Мартин Фриман - напарник Камбербэтча по сериалу "Шерлок", что сообщает их совместным сценам какое-то дополнительное остроумие; хотя прежде всего на диалогах Смауга и Бильбо вспоминается не "Шерлок", а сериал "Место встречи изменить нельзя" - хоббит врет дракону с тем же энтузиазмом, с каким Шарапов втирал свою легенду Горбатому. И все это излагается сверхподробно; Питер Джексон относится к "Хоббиту" и, главное, к своему творчеству, почти как к Священному Писанию, из которого, как известно, ни строчки выкинуть нельзя.
Питер Джексон на самом деле очень хороший режиссер, и этого "Хоббита" можно показывать студентами киновузов вместо всех лекций и мастер-классов: это кино в чистейшем виде, с изумительными спецэффектами в 3D и пейзажами, с отличным Мартином Фриманом, великолепно продуманное и смонтированное.
Его просто слишком много - настолько много, что у зрителя к исходу второго часа начинает кружиться голова. И если ты не студент, который учится ремеслу, это слегка мучительно. Помните на всякий случай, что хот-доги всегда за углом и что ничего вы не потеряете, если пропустите полчаса этой безразмерной экранизации Толкиена.
В конце концов, если быть совершенно честным, несмотря на все достоинства "Пустоши Смауга", вы ничего не потеряете, если не посмотрите ее вообще.