Из-за задержки зарплат метростроевцам центр города под угрозой затопления

Уже пятый месяц рабочие ПАО "Днепрометрострой" не получают денег, но при этом каждый день, без выходных и праздников, выходят на работу, чтобы откачивать воду.

Многообещающие лозунги и «результат» - ни одного пройденного метра в 2013 году. Фото: Артемий КОСТЮК.

Остановка откачки даже на сутки чревата техногенной катастрофой для нашего города.

Без откачки воды подземные тоннели заполнятся за пять дней

В то время как с высоких трибун горожанам рассказывают, что строительство новых станций идет полным ходом и в 2015 году работы в Днепропетровском метрополитене будут завершены, сами строители уверяют: в течение всего 2013 года не было пройдено ни одного метра, выполнялись работы только по откачке воды.

- Строительные работы не идут потому, что Харьковский институт, который проектировал строительство метро, отказывается отдавать проект без полной оплаты за выполненные услуги, - объясняет горнорабочий ПАО "Днепрометрострой" Евгений Лысак. - Поэтому все, что мы делаем, - это ежедневно откачиваем воду. У наших рабочих нет ни Восьмого марта, ни 23 февраля, ни Нового года, потому что каждый час мы должны откачивать 100 кубометров и порядка пяти тысяч кубов воды ежесуточно. Прекращение хотя бы на короткое время таких работ чревато созданием условий для техногенной и экологической катастрофы. Поскольку приток воды очень большой, без откачки воды подземные тоннели будут полностью заполнены водой в течение пяти суток. Затопятся подвальные помещения всех зданий в центре города, а прежде всего на участке возле "Пассажа", ЦУМа и площадь у памятника Ленину. Естественно, здания не выдержат такой нагрузки и начнут разрушаться, а весь проспект Карла Маркса начнет просаживаться.  

Декабрь - уже пятый месяц, как строители выполняют эти "спасительные" работы абсолютно бесплатно. Последний раз зарплату они видели в начале августа 2013. Но это, утверждают они, далеко не "рекорд". Бывало, что зарплату задерживали по 14 месяцев!

За это время рабочие написали множество писем министрам, премьер-министру, президенту, которые остались без ответа.

- На самом деле причина отсутствия денег проста: госпредприятие ПАО "Днепрометрострой" "забыли" внести в государственный бюджет на 2013 год, а с рабочими не заключен никакой договор о выполнении работ, - объясняет горный мастер Сергей Мартыненко. - И с юридической точки зрения сейчас строители работают... незаконно. Последний раз рабочие видели зарплату в августе, но деньги брали из кредитных средств. По слухам, "Днепрометрострой" должны включить в бюджет на следующий год, но не факт.

Люди везут свой "бесценный опыт" в Москву

Начиная с весны, более сотни рабочих уволились и переехали в Москву, на строительство городского метро, где зарплату платят вовремя и рабочие руки очень нужны. Поэтому сейчас смены укомплектованы по минимуму - шесть человек задействованы в каждой смене. С меньшим количеством людей выполнять ежедневный объем работ будет нереально.

Строители утверждают: достроить метро к 2015 году - физически не реально, сейчас речь идет просто о недопущении затопления города.

А вот ведущий менеджер группы управления проекта завершения строительства Днепропетровского метро Антон Воронько уверен: во второй половине января уже будет известно имя генподрядчика-победителя, а значит, строительные работы возобновятся.

- Мы получили заявки от всех претендентов на роль генерального подрядчика, большинство - это иностранные компании, которые отправили нам свои технические предложения, где расписали, каким образом планируют воплотить в Днепропетровске идею европейского метро современного образца и все расходы, - утверждает Антон Воронько. - Мы выберем оптимальный вариант и в январе, сразу после новогодних праздников, планируем заключить договор с подрядчиком-победителем и озвучить его имя. Что касается специалистов днепропетровского "Метростроя", то они обладают большим бесценным опытом и, конечно же, смогут продолжить участие в строительных работах в сотрудничестве с новым генподрядчиком.