На месте царя
После того как бальзамированное тело основателя советского государства упокоилось в московском Мавзолее, киевские власти задумались над тем, как почтить его память. Помимо других предложений, напрашивалась идея монумента. Место для него выбрали на площади III Интернационала (Европейской), рядом с нынешней филармонией - там, где в досоветское время стоял помпезный памятник "царю-освободителю" Александру II. На лучший проект был объявлен конкурс.
В этом конкурсе приняли участие несколько творческих групп студентов Киевского художественного института. Конкуренцию им составила пара более опытных мастеров из Москвы - скульптор Сергей Меркуров и архитектор Дмитрий Осипов. Они уже создали в советской столице монумент Климента Тимирязева.
Меркурова, к слову, судьба сводила с Киевом еще в юности - когда 19-летний Сергей мечтал стать инженером и приехал поступать в КПИ. Но уже в январе-феврале 1902-го, не проучившись и года, он принял участие в студенческих волнениях, закончившихся арестами и закрытием института до осени. Меркурову пришлось уехать за границу, где он стал студентом Мюнхенской академии художеств.
|
Итоги конкурса подводило профессиональное жюри, однако учитывалось и общественное мнение. В апреле 1925 года была устроена выставка проектов, причем посетителей просили заполнить анкеты с краткими сведениями о себе и оценкой вариантов. Среди студенческих групп наиболее удачным вариантом признали тот проект, над которым работали скульптор Анастасия Приходько, архитекторы Владимир Заболотный и Игнатий Милинис. Зрители подали за него даже больше голосов, нежели за проект москвичей. Но жюри все-таки предпочло заказать памятник Меркурову и Осипову. Да вот только практического результата вся эта деятельность не имела. Помешали организационные неурядицы, а также и то, что масштабный гранитный памятник стоил больших денег, которые город (тогда губернский, а не столичный) не мог сразу выделить.
Из Нью-Йорка - на Бессарабку
В послевоенные годы значительная часть центра Киева, превращенная за период гитлеровской оккупации в руины, стала строительной площадкой. Был разработан проект нового Крещатика. Но еще до того, как выросли его здания, в конце центральной улицы - на Бессарабке - поставили памятник Ленину, открывающий собой бульвар Тараса Шевченко.
Как известно, для монумента использовали статую Ленина работы Меркурова, которая была изготовлена из красного гранита для оформления советского павильона на международной выставке в Нью-Йорке (1939 год). Она стояла там симметрично статуе Сталина - как и выполненные ранее тем же скульптором аналогичные по облику, но неизмеримо более крупные изваяния двух вождей над шлюзом канала Москва - Волга.
Прямоугольную опорную площадку нью-йоркской скульптуры Ленина переделали в круглую - по причине цилиндрического пьедестала. Он уже был высечен из лабрадорита и первоначально предназначался для памятника Пушкину возле оперного театра. На нем начертали имя Ленина и подходящие случаю цитаты.
|
Архитекторы Александр Власов и Виктор Елизаров - авторы проекта будущего Крещатика - организовали к месту памятника эффектный подход с гранитными ступенями, устроили скамьи, поставили красивые фонари. Открытие состоялось к 10-й годовщине "сталинской конституции СССР" 5 декабря 1946 года. Ленточку собственноручно перерезал тогдашний лидер УССР Никита Хрущев.
Казалось, что скромный размер и художественная выразительность позволят монументу в начале бульвара уцелеть даже после распада Советского Союза. Но случилось иное. Если нью-йоркская статуя Сталина с отбитым носом ныне экспонируется в московском парке искусств "Музеон", то для киевского Ленина, в конечном счете, не нашли ничего умнее, чем превратить в осколки...
Несостоявшиеся исполины
К тому времени, как на Бессарабке установили статую вождя революции высотой в три с половиной метра, украинское руководство уже обдумывало способ более эффектного увековечения Ленина, а также и проставления Сталина. Было решено воздвигнуть пару исполинских скульптур на холмах по обе стороны новой автострады (теперь - бульвара Дружбы Народов). На территории Центрального ботанического сада должен был стоять многометровый Ленин. Примерно на месте нынешней "Родины-матери" отвели место для Сталина.
К участию в закрытом конкурсе в 1947 году привлекли две творческих бригады скульпторов и архитекторов. Лидером одной из них был народный художник СССР Сергей Меркуров, лидером другой - киевский скульптор Михаил Лысенко. Оба коллектива подготовили предварительные проекты, их выставили для всеобщего обозрения.
Однако грандиозный комплекс над Днепром в честь вождей так и не появился. Ведь монументальный замысел не ограничивался одними статуями. Речь шла также о преобразовании склонов холмов, устройстве набережной и т. п. Все это трудно было сразу осуществить, с учетом того, что много сил отнимала реконструкция Крещатика. Словом, идея была отложена, а потом и вовсе отпала.
КСТАТИ
Киевские маски вождя
Первым, кто после смерти Ленина создал его скульптурное изображение, стал именно Сергей Меркуров. В траурные дни ему поручили снять посмертную маску вождя. Меркуров успешно выполнил задание, сделал также слепок рук покойного. Потом многочисленные копии этого комплекта экспонировались в различных музеях. Свой экземпляр был и в киевском филиале музея Ленина - там, где ныне Украинский дом. По-видимому, он до сих пор лежит там, в подвальном хранилище, вместе с другими экспонатами несуществующего музея. А еще одна киевская маска Ленина входит в коллекцию посмертных масок Музея одной улицы на Андреевском спуске.