Увидеть Крым и умереть

Ныряльщики-дилетанты подвергают смертельной опасности жизни туристов

Последнее фото Голубева. Алексей еще не знает, что жить ему остается всего около часа.

Последнее фото Голубева. Алексей еще не знает, что жить ему остается всего около часа.

Ныряльщики-дилетанты подвергают смертельной опасности жизни туристов.

«Отдохнули? Приезжайте к нам еще!» - на такой оптимистичной нотке завершился курортный сезон на полуострове. Как-то даже неловко вспоминать о тех, для кого отпуск у Черного моря оказался последним впечатлением в жизни.

Ежегодно в Крыму гибнут туристы: то в ДТП, то срываясь со скалы, то, выпив, решают, что им море по колено, и тонут. Все случаи предвидеть и предупредить невозможно. Но есть и ситуации, когда человеческая жизнь и здоровье целиком зависят от других людей.

Сегодня в Крыму сулят большое будущее дайвингу. Нынешним летом бизнесмены от спорта предлагали взглянуть на подводный мир тысячам восторженных новичков. И вряд ли кто-то из воспользовавшихся приглашением инструкторов-одиночек думал, что он, вполне вероятно, подвергает свою жизнь смертельной опасности.

Смерть в Гроте влюбленных

Петербуржец Алексей Голубев в Крыму никогда раньше не был. Поэтому, где провести отпуск, он с женой решали недолго: у Черного моря живет дядя, который уже несколько лет приглашает посмотреть на красоты полуострова. Наверняка сутки, которые им пришлось провести в поезде, Голубевы радостно предвкушали, как они увидят своими глазами море, горы, южнобережные дворцы.

- Я встретил их, немного повозил по Крыму, - вспоминает дядя Алексея Голубева Анатолий Агафонов. - Несколько дней ребята решили провести в Алуште, сняли комнату недалеко от пляжа. Когда я купался вместе с ними, то обратил внимание, что оба очень неуверенно держатся на воде. И предупредил племянника: осторожнее в море, держись у бережка. Если что, рядом полно людей, не стесняйся звать на помощь.

Именно там, на пляже, к Голубевым подошел парень, представился инструктором подводного плавания и стал уговаривать их отправиться на подводную экскурсию. Недорого - по 180 гривен с человека.

Виктор, как назвал себя незнакомец, искал именно пару. Уверял, что для него самое обычное дело погружаться одновременно с двумя новичками. Ирина Голубева поинтересовалась, можно ли ей нырять, если у нее астма и вдобавок насморк? «Конечно, даже напротив - весьма полезно для организма!» - заверил ее Виктор.

Из объяснительной Ирины Голубевой, составленной на имя прокурора Алушты: «Он нацепил на нас баллоны, а на Лешу - еще и грузы, показал, как надевать маски, брать загубники. Опустил нас на пару минут в воду у берега, чтобы мы привыкли дышать, сказал, как вести себя при погружении и всплытии. Объяснил, что мы поплывем в Грот влюбленных, но, чтобы туда попасть, нужно поднырнуть под скалу».

После осмотра подводной пещеры Ирина попросила повернуть к берегу: почувствовала себя плохо, да и муж все жаловался на боль в груди. Когда ныряльщики вереницей выплывали из грота - Алексей, Ирина и инструктор, - женщине почему-то на миг стало очень страшно. Вынырнув на поверхность, начали дожидаться ее отставшего супруга. Но он все не появлялся. Инструктор, забеспокоившись, отправился снова под воду… и возвратился с телом Алексея.

Дайверский беспредел

В первые минуты Ирина еще не верила, что ее 25-летнего Леши больше нет в живых. Пока не приехала милиция, инструктор умолял ее не упоминать о том, что в море они погружались за деньги. И сам изложил право-охранителям версию происшедшего: дескать, встретил знакомых ребят, те у него взяли баллоны, снаряжение и отправились поплавать.

Ирина, находящаяся в шоковом состоянии, подписала протокол не читая, да и вряд ли она что-то слышала, когда его ей зачитывали вслух. Именно этот документ и послужил причиной отказа в возбуждении уголовного дела, поскольку все выглядело так, будто человек погиб по собственной неосторожности.

Теперь дело о смерти Алексея Голубева после жалоб вдовы и матери расследуют снова. Особенно внимательно за ним следят крымские спасатели. Ведь для них случившееся - воплощение того «дайверского беспредела», который творится сейчас в Крыму.

Дядя умершего россиянина в свою очередь обратился в Российский центр PADI - Международную профессиональную ассоциацию инструкторов дайвинга - с запросом, имел ли человек, погружавший под воду его племянника, лицензию инструктора. Оттуда пришел следующий ответ: «Гражданин Виктор С. не является профессионалом ассоциации, не имеет и никогда не имел права проводить какие-либо обучающие курсы (ознакомительные погружения). Он является лишь сертифицированным дайвером, что дает ему право погружаться самому и только с обученными дайверами на глубину не более 18 метров».

Иногда допускают ошибки даже профи

Кроме Алексея, за минувшее лето в Крыму погибли еще три ныряльщика с аквалангами: двое утонули в Саках, и одна женщина (между прочим, инструктор подводного плавания!) - в Феодосии. Все они приехали на отдых со своим снаряжением и считали себя достаточно опытными, чтобы обойтись без посторонней помощи.

- Люди, которые имеют собственное оборудование, часто не следят за ним, - констатирует главный специалист отдела организации службы и реагирования на чрезвычайные ситуации Управления спасательных сил ГК МЧС Украины в Крыму Леонид Силюхин. - Например, заполняют баллоны воздухом у частников, имеющих личные компрессоры, по пять гривен за баллон. При этом никто не обращает внимания, что содержание углекислого газа в таком воздухе выше, чем положено для погружений. Бывали и случаи, когда при проверках оборудования (на них настаивали мы) обнаруживалось, что баллоны почти на треть повреждены коррозией!

В Крыму имеются несколько дайвцентров, проводящих погружения в Севастополе в районе озера Донузлав. Вот к ним у нас претензий никаких: люди в точности соблюдают все требования и к технике безопасности, и к здоровью тех, кто собирается нырнуть под воду, и к состоянию оборудования.

Увы, на сегодня в Украине нет закона о дайвинге, который бы регламентировал все тонкости пребывания «в мире безмолвия». Имеющиеся правила и нормы разбросаны по разным документам, а давно пора создать на их основе один-единственный.

НА ЗАМЕТКУ

Кому нельзя нырять

Полный список включает несколько десятков (!) противопоказаний.

ОФИЦИАЛЬНО

Рано или поздно трагедия произошла бы

- Стало массовым явлением, что люди приезжают к нам зарабатывать на туристах, - сетует начальник группы водолазно-спасательных работ ГУ МЧС Украины в Крыму Виталий КАРВОВСКИЙ. - За один спуск они берут 150-200 грн., работая только на свой карман и без всяких налогов.

Поймать частника в безлюдной точке полуострова достаточно трудно. И сколько таких? Сотни, если не тысячи! Когда к нам поступают тревожные сигналы, мы сразу направляем группу, чтобы задержать махинатора. Как правило, у них незарегистрированные баллоны, они не становятся на учет в пограничной службе, хотя должны отчитываться относительно каждого погружения. Рано или поздно подобная «вольница» должна была закончиться гибелью человека.