Советы для родителей будущих первоклассников.
До 1 сентября, когда взволнованные родители поведут в школы новоиспеченных первоклашек, казалось бы, еще уйма времени. С другой стороны - готовить малыша к новому образу жизни, новой среде и, главное, новым видам деятельности стоит уже сейчас. Если ваш ребенок все еще не научился писать, самое время начать занятия.
Психологи и физиологи утверждают: многие дети приходят в первый класс неподготовленными. Они не умеют выполнять графические задания, рисовать. Плюс к этому у некоторых дошколят отсутствуют моторные навыки и затруднено выполнение сложнокоординированных движений руки, не сформировано зрительное и зрительно-пространственное восприятие, недостаточно развита зрительная память. Как быть? Для начала стоит ознакомиться со списком необходимых умений (см. «Будь в курсе»). После этого - выбрать одну из методик (можно заниматься по книжкам или скачать программу в Интернете) и начинать занятия.
БУДЬ В КУРСЕ
Чему научить ребенка 5 - 6 лет
- Правильно сидеть, правильно держать ручку и тетрадь. Без этих умений все дальнейшие попытки могут быть безуспешными.
- Правильно выполнять основные линии и графические элементы: прямые и наклонные линии (вертикальные и горизонтальные, полуовалы, овалы, круги). При этом движения должны быть свободными, а линии четкими, ровными.
- Различать, сличать и разделять сочетания линий, фигур; выделять их из фона; запоминать эти линии и фигуры.
- Проводить поэлементный анализ фигур, их сочетаний, печатных букв, цифр. Другими словами - выделять в целом отдельные части и складывать из частей целое.
- Копировать различные сочетания штрихов и фигур, срисовывать с образца и рисовать их по памяти, соблюдая размерность, направление штрихов, пропорции, соотношение элементов. Такая подготовка определяет развитие умений, необходимых для формирования первоначального навыка письма (его технической стороны).
КСТАТИ
Занимайтесь пальчиковой гимнастикой
В занятиях с дошкольниками здорово помогает пальчиковая гимнастика. Малыши, которые регулярно занимаются такими упражнениями, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стрессов. К тому же эти упражнения совсем не сложные. Можно показывать «козу», «колечко» (соединять большой и указательный пальцы правой руки в кольцо, а остальные максимально растягивать в стороны), бить пальчиками по столу, как будто играете на пианино, с закрытыми глазами вытягивать одну руку в сторону, а второй касаться кончика носа или мочки противоположного уха, вращать кистью, сжатой в кулачок. Повторять по 8 - 10 раз или в течение 1 - 2 минут.
Готов ли малыш к школе
При выполнении этого теста будьте терпеливы. Если задания не получаются, рука идет не туда, штрихи неровные, неуверенные, ребенок напряженно держит ручку, очень нервничает - выполнять сложные графические упражнения еще рано. Не настаивайте, не подчеркивайте его неловкость и прежде всего постарайтесь выяснить причины трудностей (о них - в конце теста).
1. Проверьте, умеет ли ребенок манипулировать мелкими предметами. Дайте ему пакет с пуговицами и попросите отделить мелкие от крупных, цветные от белых и т. д. А потом нанизать их на леску или шнурок. Как ребенок выполняет это задание?
- Уверенно, достаточно быстро, движения четкие (+)
- Очень медленно, неловко (-)
2. Попросите ребенка взять указательным и большим пальцами правой или левой руки карандаш (ручку) и покрутить его.
- Карандаш не падает (+)
- Не получается (-)
3. Попросите ребенка нарисовать несколько вертикальных и горизонтальных линий, четырехугольник, квадрат, овал, круг.
- Если линии ровные, четкие, а фигуры правильной формы (+)
- Не получается (-)
4. Попросите ребенка заштриховать небольшой рисунок. Предварительно покажите, как это сделать. Оцените ровность, параллельность, направления штрихов.
- Получилось (+)
- Не получилось (-)
5. Попросите ребенка внимательно посмотреть и запомнить сначала одну, потом две, а затем три геометрические фигуры. Закрыв фигуру, попросите ее нарисовать.
- Получается (+)
- Не получается (-)
6. Нарисуйте симметричный рисунок из нескольких геометрических фигур. Одну из них упустите. Попросите ребенка дополнить (закончить) рисунок.
- Получается (+)
- Не получается (-)
7. Нарисуйте несколько геометрических фигур, по-разному заштрихуйте их и попросите ребенка скопировать рисунки.
- Фигуры скопированы правильно, с соблюдением размеров, направлений штрихов, сочетания частей (+)
- Нарушены размеры, перепутано направление штрихов, линии разорванные, неровные, дрожащие (-)
8. На двух листах нарисуйте разные геометрические фигуры (на обоих должны быть одинаковые). Разбросайте их по страничке. Попросите ребенка выделить (найти) одинаковые фигуры или сочетания фигур.
- Ребенок ищет и правильно выделяет фигуры (рисунок) не более чем за 6 секунд (+)
- Более 6 секунд ищет такую же фигуру (-)
- Не выделяет (неправильно показывает) такую же фигуру (-)
9. Попросите ребенка сложить простые фигуры - квадрат, треугольник, ромб и т. д. - из деталей (палочек).
- Быстро и уверенно складывает из деталей образец (+)
- Работает очень медленно, с подсказкой, неуверенно (-)
10. Поиграйте с ребенком вот в такую игру: возьмите чистый лист бумаги, дайте ребенку фломастер. Представьте, что вы едете на автомобиле. Попросите ребенка начертить маршрут: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперед, стой, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг и...» В итоге должна получиться схема движения.
- Получается (+)
- Не получается (-)
Оценим результаты
Если ребенок без труда справился со всеми (или большинством) заданиями, значит, он хорошо подготовлен и у него, скорее всего, не возникнет проблем с письмом. Но этот тест нужен не только для оценки, но и для того, чтобы «минусы» при выполнении заданий подсказали, над чем нужно работать. Если ребенок не справился с заданиями 1 - 4, значит, у него не сформированы координация движений и зрительно-моторные координации. Возникли трудности при выполнении заданий 1 - 2? Обратите внимание на положение ручки, делайте упражнения с мелкими предметами. У ребенка не получились задания 5 - 6? Активнее тренируйте зрительную память. Возникли проблемы в 7 - 10 заданиях? Необходимо уделить внимание развитию зрительно-пространственных и зрительно-моторных координаций.