Культура употребления… гаджетов
Знакомая фраза: дети в интернете - современная проблема. Вот только она подразумевает, будто вся Сеть - что-то однородное. В какой именно "части" интернета? Что там ежедневно делает сын или дочь? Уж точно не читают дополнительную литературу по школьным предметам, как думают некоторые доверчивые родители. Найти в виртуале можно все, что захочешь - и в этом как раз вопрос: чего же хочет конкретный ребенок.
Исследования показывают, что типичный подросток проводит в интернете по 15-30 часов в неделю. Чаще всего там он переписывается с друзьями и заводит новые знакомства. В возрасте, когда общение - главная ценность, соблазнительно завести несколько тысяч "френдов".
Взрослые по инерции твердят, что ребенок, погрузившись в интернет, отрывается от реального мира. На самом деле именно подростки чаще всего смешивают интернет-общение с реальным, превращают одно в другое. Одноклассникам не перезванивают, чтобы узнать домашнее задание, а пишут в скайп. Новых приятелей сразу же приглашают добавиться в соцсетях. "Дружба на века" может разбиться о виртуальные преграды: то кто-то фотографии не полайкал, то позавидовал количеству "френдов".
И наоборот, интернет легко прорывается в повседневный мир подростка, который только учится выстраивать границы. Там он знакомится и назначает "живые" встречи, выкладывает свои реальные контакты, пишет откровения, комменты на которые могут довести его до нервного срыва. Особая мода, ужасающая родителей, выкладывать крайне откровенные, полуголые фото, причем в это часто втягиваются вполне приличные дети, не подразумевавшие "ничего такого".
По мнению киевского школьного психолога Юлии Лариной, невозможно "запретить интернет" поколению, которое владеет гаджетами лучше взрослых. Важно говорить о культуре употребления гаджетов.
Интернет для нового поколения играет особую роль. В большинстве цивилизаций, чтобы получить статус взрослого, дети проходят испытания, обряды посвящения, как бы сдают экзамен, чтобы перейти на новую стадию жизни. Ученые долго сокрушались о том, что у современных европейцев эта традиция утрачена. Ни аттестат зрелости, ни паспорт не дают ощущения полноценного перехода на новый уровень социальной зрелости. Скажем, чувствует ли себя взрослым студент, которого содержат родители?
И вот наконец Сеть заняла эту нишу, утверждают психологи. Для подростка - это место, где происходит посвящение во взрослые. Личная страничка в соцсетях, "солидный" статус, виртуальный дневник "делают старше". Ученые даже ввели мудреный термин "киберсоциализация".
Барышни-мичуринцы
Девочки, которые сутками стучат на клавиатуре и взахлеб что-то читают, - особый мирок любительниц "фанфиков". Дословно это "сочинения фанатов" - рассказики, созданные на основе книги, фильма, манги. Иногда строчат выдуманные истории про реальных людей - кумиров молодежи: актеров, певцов, спортсменов. 90% таких сочинительниц - девочки от 11 до 17 лет. Это замкнутый мирок, отдельная субкультура, в которой - свои термины, правила игры, взлеты и падения. Все участницы процесса пишут тексты, выкладывают, чтобы почитали остальные, редактируют и оценивают чужие сочинения. А затем, то ли сообща, то ли избранным самими детьми жюри определяют степень популярности юного автора, присваивают ему награды. Все это вызывает немало переживаний у пишущих барышень. Возможно, мамы уже готовы прослезиться от умиления: такая тяга к творчеству! Тем более есть красивое объяснение: не хочется расставаться с полюбившимися героями, пытаются воссоздать пробелы. Множество фанфиков породили "Гарри Поттер", "Сумерки", "Наруто", "Голодные игры". Все бы хорошо, но суть сочинений - живописать страсть. Реже - ту, которая есть в исходном произведении, чаще - "барышни-мичуринцы" хотят "скрестить" героиню и злодея, а то и второстепенного персонажа. "А что если бы вон тот влюбился вон в ту?" Дальше все зависит от степени распущенности и фантазии автора. Одна пишет о поцелуях и прогулках, другая - о будущих детях и походах по магазинам, третья пишет откровенное порно.
Некоторые родители содрогнулись бы, прочтя творения 12-летних дочек, пестрящие "оргазьмами" и "страсными объятьями". Подростки догадываются, что цель сочинительства - не творчество, а суррогат любовных (или эротических) эмоций, поэтому фанфики специфично поделены: по именам тех персонажей, чьи "чуйства" описаны. Целые группы девчушек пишут про ту или иную пару: например, Гермиона и Драко. Знак "собачка" в заглавии обозначает дружбу или платонические чувства, косая черточка или знак умножения - интим.
Фантазии о полюбившемся герое - норма для подрастающей девочки. Просто раньше им предавались в одиночестве, а сейчас обсуждают или даже сочиняют коллективно. В сущности, прародителями фанфиков были девичьи тетрадочки, в которые еще наши бабушки записывали томные стихи и романтические истории с продолжением. Правда, с милыми текстами соседствуют сочинения о насилии и сексуальных извращениях. Но узнав, что дочь пишет фанфики, не стоит запрещать или требовать прочесть их. Если текст шокирующий, проблема не в нем, а в том, что в голове у девушки. Вот с этим и следует разбираться. Если же все в пределах нормы, вспомните, как мечтали поцеловаться со злодеем Леонсио из "Рабыни Изауры". И успокойтесь.
|
"Односадовцы" вместо "Одноклассников"
Особая тема - общение детей в сетях с друзьями родителей. Нередко папы и мамы сами поощряют такое общение. Взрослые пишут отзывы по фотографиям, размещают комментарии на новости ребенка, желая его подбодрить. И это тоже создает ощущение перехода в новый статус, где ты - на равных со старшими.
Свежее веяние - появление компаний, возникающих в интернете и встречающихся время от времени в реале. Особенно непривычно, если дети - из разных городов. Старшеклассники срываются и едут на выходные в чужой город, чтобы погулять с близкими по духу ребятами. Обычно группы образуются на основе общих интересов - компьютерных игр, спорта, любимых музыкальных групп. У подростков появляется желание встретиться, если общение достаточно интенсивное. Появляются свои остроумные или всезнающие "звезды", часто примешиваются "заочные" влюбленности. И тогда можно ехать, скажем, из Луганска в Киев, чтобы встретить "ту самую девочку", с которой так интересно. Или запросто пообщаться с самым крутым геймером в такой-то игре. Так поступают подростки, которые не нашли примеры для подражания в своем окружении. Еще чаще бывает, что в классе и во дворе в ребенке видят лишь толстого очкарика. А в интернете его приняли как знатока и весельчака. При встрече, конечно, возможно разочарование, но хотя бы какое-то время по инерции к нему будут относиться с уважением.
Во время посвящения во взрослые испытания в джунглях бывали настолько опасны, что некоторые дети погибали. Виртуальный мир тоже может быть опасен. "Ужасы" родителей - сайты, пропагандирующие опасные идеи (политические, сектантские, пропаганда насилия, наркотиков), порнография, психически больные люди, втягивающие в конфликты, оскорбляющие или шокирующие, а также педофилы, маскирующиеся под сверстников ребенка и пытающиеся заманить его на встречу. Психолог советует уподобиться мудрым дикарям: с детства готовить малыша к "посвящению", проще говоря - с первого знакомства с компьютером объяснять, что можно, а что нельзя. Например, не сообщать данных о себе и родителях, не оставлять телефон и не звонить незнакомцам, делиться сомнениями, если виртуальный собеседник угрожает или пишет нечто странное. И "не выпускать в джунгли" без присмотра детей раньше времени: в последнее время в соцсетях регистрируются уже не подростки, а малыши от 7 лет. Не иначе, на смену "Одноклассникам" придут "Односадовцы".