"Украинский выбор": Мы знаем, как вывести страну из кризиса

События последних дней свидетельствуют о том, что в Украине назрел политический кризис. К сожалению, "лидеры" оппозиции намерены искать ответ на вопрос "Кто виноват?" вместо закономерного "Что делать?".

Фото: УНИАН.

О том, как преодолеть кризис и выйти из сложившейся ситуации демократическим способом, мы говорим с лидером Общественного движения "Украинский выбор" Виктором Медведчуком. 
 
- Виктор Владимирович, происходящее в Украине кто-то называет революцией, кто-то бунтом, кто-то народным вече. Но никто не готов предложить пути решения проблемы. Есть ли выход из сложившейся ситуации? 
 
- Есть, и Общественное движение "Украинский выбор" готово уже сегодня предложить конкретные шаги. За полтора года наши специалисты разработали и вынесли на всенародное обсуждение ряд законопроектов, которые призваны сделать народовластие реальной силой. На днях мы опубликовали Программу выхода из кризиса. В ней содержатся три ключевых пункта. 
 
Первый: принять подготовленные "Украинским выбором" проекты изменений в Конституцию Украины и закона "О всеукраинском и местных референдумах по народной инициативе".
 
Второй: вынести на референдум вопрос относительно выбора вектора внешнеэкономической интеграции Украины.
 
Третий: восстановить в Украине парламентско-президентскую форму правления.
- Но в Украине уже действует Закон "О всеукраинском референдуме", принятый буквально в прошлом году…
 
- Во-первых, данный закон антиконституционен: он расширяет полномочия власти, предоставляя ей право оценивать суть вопросов, вынесенных на референдум, и единолично принимать решение - быть народному волеизъявлению или нет. А это противоречит Конституции.
 
Во-вторых, закон не предусматривает проведение местных референдумов, что ущемляет права территориальных общин и нивелирует роль местного самоуправления.
 
Именно поэтому мы и ставим перед собой задачу - восстановить институт референдума в Украине. Если мы хотим быть правовой европейской державой, то давайте создадим механизм реализации права народа принимать важные, стратегические решения на референдумах.
 
- А чем принципиально отличается разработанный "Украинским выбором" законопроект "О всеукраинском и местных референдумах по народной инициативе" от действующего?
 
- Ключевое понятие здесь - "по народной инициативе". Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в Украине может и должен инициировать вынесение на референдум основополагающих вопросов: государственного устройства, формы правления, стратегически важных для государства решений, выбора вектора внешнеэкономической интеграции Украины, статуса языков и гражданства, антикоррупционного законодательства и т. д.
 
Также мы предлагаем дать гражданам право на контрольно-отзывной референдум по народной инициативе. Это позволит украинцам отправлять в отставку Верховную Раду Украины и Кабмин.
 
На местных референдумах должны решаться важные социально-экономические вопросы региона, приниматься решения о роспуске советов всех уровней (от поселкового и сельского до областного), отзыва сельских, поселковых и городских председателей, увольнения с должностей глав местных государственных администраций (районной и областной).
 
- Вы говорите о том, что выбор вектора интеграции должен осуществляться путем народного волеизъявления, но ведь народ зачастую не имеет достоверной информации о плюсах и минусах того или иного варианта геополитического выбора, а потому не может принять взвешенное решение.
 
- Действительно, сегодня граждане Украины во многом лишены объективной информации, но народные депутаты, которые дважды парафировали проект Соглашения об ассоциации, министры, которые одобряли его в сентябре этого года (менее чем за 3 месяца до анонсированного подписания), знали о нем не больше, чем рядовые граждане. Дело в том, что текст Соглашения об ассоциации был переведен и обнародован только в июне этого года. До этого его держали в строжайшем секрете. И, как выяснилось, делали это осознанно, потому что подписание Соглашения антиконституционно и несет угрозу экономической независимости и государственному суверенитету страны. 
 
Я убежден, что подобные решения не могут принимать политики и чиновники, поскольку зачастую они лоббируют интересы тех или иных групп. Свой выбор должен сделать народ. Посмотрите, к каким последствиям привела евроинтеграционная истерия: к закрытию предприятий, массовым увольнениям, развалу целых отраслей. Это результат бездарной и неэффективной политики украинских чиновников. И народ сразу же отреагировал на это. Отечественный бизнес потребовал от правительства восстановить торгово-экономическое сотрудничество с нашими стратегическими партнерами - странами Таможенного союза.
 
- Но ведь восточный вектор интеграции поддерживает только часть населения. Как, по-вашему, можно решить этот конфликт?
 
- Для начала граждане Украины должны получить всестороннюю, объективную информацию как о рисках и угрозах, так и преимуществах того или иного союза. Согласно проведенным в конце ноября исследованиям Киевского международного института социологии (КМИС), если бы в ближайшее время проводился референдум, то большая часть граждан Украины - 41% - поддержали бы присоединение к Таможенному союзу, а 40% респондентов предпочли бы подписание Соглашения об ассоциации. Но когда украинцы понимают, что безвизовое посещение Европы обернется введением визового режима с Россией и закрытием границ, картина меняется кардинально. За то, чтобы Украина подписала Соглашение об ассоциации и ЗСТ, а в будущем стала членом Евросоюза и имела с Россией закрытые границы - с визами  и таможнями, высказались только 30,3% респондентов. 
 
- И все же люди вышли на майданы. По сути, вопрос выбора вектора интеграции расколол страну.
 
- Нет, так называемые евромайданы были немногочисленны. Массово люди вышли не за идею евроинтеграции, как нам сейчас пытаются преподнести представители оппозиции, это была реакция на незаконный разгон участников акции протеста на площади Независимости.
 
Власть должна понимать, что мирные протестные акции являются неотъемлемым правом граждан, средством самоорганизации гражданского общества (а ведь сейчас как раз и происходит его формирование). Кроме того, протест - это важный элемент контроля и коррекции деятельности представителей власти. Нежелание власти соблюдать Конституцию, защищать права граждан порождают недовольство в обществе. Народ вынужден бороться за свои права, прибегая к массовым протестам.
 
Что касается выбора вектора интеграции, то такие решения не могут приниматься на майданах. Даже если на улицы вышли несколько сот тысяч граждан, это все равно не дает им права принимать решение за 45-миллионную страну. 
 
- Но как сейчас выйти из кризиса, как избежать раскола?
 
- "Украинский выбор", опираясь на инициативу граждан и поддержку в обществе, разработал формулу национального успеха - стратегию развития, которая позволяет утвердить в Украине прямую демократию как неотъемлемое право граждан управлять страной. На наш взгляд, оптимальным выходом является проведение реформы по преобразованию Украины в государство с федеративным устройством. 
 
- Вы полагаете, что федеративное устройство сделает украинцев счастливей или успешней? 
 
- Было бы наивно на это рассчитывать. Но федерализация позволяет прекратить конфликт, который мешает развитию. Мы должны признать, что раскол страны - это уже свершившийся факт. И причиной тому - недальновидная политика сторонников унитарного мононационального государства.
 
Для того чтобы сохранить территориальную целостность страны и ее суверенитет, мы должны трезво оценивать ситуацию. Украина состоит из частей, которые в тот или иной период относились к разным государствам, поэтому львовяне ментально отличаются от жителей Донецка и Луганска. И этот факт нельзя игнорировать. Унитарное устройство обостряет культурные, межконфессиональные, этнические конфликты. Кроме того, оно консервирует неэффективную управленческую систему, препятствует развитию местного самоуправления. По сути, унитарная модель Украины держится на централизации власти. Это выгодно центру, но неприемлемо для регионов.
 
Федерализация Украины позволит устранить проблемы, которые не способна решить административно-территориальная реформа. Создание новой модели государственно-территориального устройства предполагает усиление самостоятельности отдельных территорий и повышение роли местного самоуправления. Регионы, обладая всеми необходимыми бюджетными и финансовыми инструментами, смогут самостоятельно определять приоритеты собственного развития. Это повысит ответственность региональных элит за проводимую политику, даст стимул самостоятельному экономическому развитию регионов. Федеративное устройство в корне изменит бюджетную политику: нынешняя практика распределения государственного бюджета между регионами в зависимости от симпатий или антипатий власть предержащих уйдет в небытие, существенно снизятся отчисления в общегосударственный бюджет, кроме того, большинство расходных статей будут формироваться на местах в зависимости от реальных потребностей региона. 
 
- Но жесткая централизация власти - это следствие отмены конституционной реформы, разве не так?
 
- Безусловно. Абсурдная отмена конституционной реформы 2004 года Конституционным Судом вернула концентрацию власти в одних руках. В результате мы получили авторитарную страну с зависимым правосудием, верноподданными силовиками и  ручной оппозицией. Выйти из кризиса можно, только перераспределив власть между Президентом, Кабинетом Министров и Верховной Радой, установив парламентско-президентскую форму правления.
 
Мы убеждены, что реализация принципов народовластия позволит преодолеть затяжной политический и социально-экономический кризис и выйти на качественно новый уровень развития страны.