"Эта революция меня разозлила"

Обозреватель "КП" Владимир ВОРСОБИН провел неделю на Майдане. И сделал для себя неутешительные выводы.

Новое поколение киевского Майдана. Оно готово ночевать на баррикадах, лишь бы не остановиться на полпути к своей цели. Фото: РЕЙТЕР.

РОДНЫЕ БЕСЫ
 
Я долго путался в своих впечатлениях от Майдана-2013, в этой гремучей смеси надежды и разочарования.
 
Но первое ощущение от революционного Киева я помню хорошо. Он меня разозлил.
Вот не было в нем романтики осени 2004-го. Ни восторженности, ни героической беззащитности тех, кто встал на баррикады. Тогда, 9 лет назад, мы тоже стояли на Банковой. Два лагеря друг против друга - словно тектонические цивилизационные плиты - оранжевые против регионалов, запад против востока, Европа против Азии. Два гиганта испепеляли друг друга взглядом, но боялись пошевельнуться - сотни тысяч людей на улице и никакого насилия.
 
Помню, администрация тогдашнего президента Кучмы попросту утонула в кольце демонстрантов, но никто не тронул милиционеров, никто не попытался вытащить из дворца и растерзать президента, и только несравненная Юля Тимошенко королевой на щитах ОМОНа взошла во дворец…
 
Через 9 лет, когда на Майдане "Беркут" врезал демонстрантам, а потом на Банковой радикалы разбирали при мне мостовую на кирпичи и с рыком "Куда бежите, трусы" бросались в слезоточивый дым, я думал: "И это европейцы?! Это Европа?! Ребята, да это ж мы - русская Манежка! Это ж мы - постсоветский Бишкек с яростным камнеметанием. И главное - кругом наши, родные бесы - Отчаяние и Ненависть".
 
Куда делась та рафинированная интеллигенция Майдана-2004, победившая армию, милицию, Кучму, просто стоя на морозе со свечками в руках?! Куда она испарилась? И откуда пришли эти люди?!
 
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
 
Но слезоточивый дым рассеялся, спортивные ребятки, которые сразу после перевязки в скорой снова бросались с камнями в бой, присмирели. Причем они могут быть кем угодно: фанаты, националисты, боевики, плевать, - потому что большинство из них остались на площади. Я их видел здесь каждый день. Им, перевязанным, жмут руки киевляне как раненным в праведном бою.
 
И, как ни странно, выяснилось, что это и есть романтики из 2004-го. Они снова пришли на Майдан. Но другими. Они стали прагматичнее. Их стало меньше, но они - злее. Пришло новое поколение - они жгут костры в цветочных урнах, модным курткам они предпочитают камуфляж, в глазах у них больше стали, они прячут палки в кустах (на всякий случай), они в отличие от отцов не уйдут от драки, а с удовольствием примут ее как злое удовольствие. (Как мне сказал один из них: "В 2004-м мы бросили дело на полпути, теперь мы уж точно доведем до конца").
 
"МАТЬ ГОРОДОВ НЕРУССКИХ"
 
Ведь мало кто заметил, что наднационально-революционный символ Майдана-2004 оранжевый цвет, перед которым дрожали все монархи СНГ, исчез. Вместо него у восставших - жовто-блакитные, цвета национального флага. Сравните фото Майдана-2004 и 2013. Мало желтого и голубого в первом случае и взрыв национальных цветов во втором - знамена, ленточки, лозунги… Когда-то Украина была квазистраной, недогосударством даже в глазах собственных граждан. Сейчас Украина - страна, где быть патриотом модно.
 
Русский футбольный восток рыдает, когда сборная Украины летит мимо чемпионата мира. В русском Крыму, как жаловался мне в Симферополе директор Института стран СНГ Константин Затулин, местные болельщики тоже вдруг подсели на украинский национализм, который на самом деле понимается в регионах по-разному - в Крыму, например, что гражданином Украины быть недурно. Не говоря уж о Киеве, который Затулин в сердцах даже назвал "Матерью городов нерусских". Студенты, стажирующиеся в Европе, и школьники, массово отдыхающие скорее в Австрии, Польше, чем в России, тоже считают себя украинцами, вкладывая в это слово высоколобое понятие "европеец".
 
Даже старики, да-да, те самые краснознаменные старики, тоскующие по единому СССР, проговариваются и говорят о России "вы", а о своей стране "мы".
 
"Мы понимаем вас (читай - Россию), - говорили они мне, - вам без нас (читай - Украины) будет совсем одиноко"...
 
ЗАЛОЖНИК-ДЖИНН
 
Кстати, жаль, что те, кто, сжав кулаки в схватке, "болеет" против оранжевой чумы за "нашего" Януковича, не смотрят киевские телеканалы, которые еще две недели назад были абсолютно "проевропейскими" и издевались над Москвой. Вы думаете, как изображают украинские юмористы Москву? Гениально! По сути, так же, как во всем СНГ - от Ташкента до Минска. Ревнивые к влиянию Москвы монархи, баи и пр. обычно рисуют подданным образ хищной, неуклюже тянущей обратно в СССР, осторожно, тихонько, суконно. А здесь задорно, поэтически. Россия - это простоватый заложник-джинн, которому Янукович по настроению диктует желания. Хлопнет в ладоши и говорит - оплатите. А бывает, вызывает просто так, издевательски, чтобы послушать: "Что вам, мой повелитель, угодно?" Местной элите, которая видела себя уже в еврозоне, эти сказки нравились, да и гражданам Украины, которых в стране все больше, видеть прирученного "русского медведя" приятно.
 
И теперь, когда машинист Украины Янукович на полном ходу к Европе дергает стоп-кран и одуревшие от такого сюрприза политики сыпятся с привычных полок, обнаружилось, что за 20 лет на идеологии "Или союз с Россией, или независимость с Европой" выросло целое поколение граждан Украины. Которое и вышло на Майдан, категорически не желая "ложиться под Москву". С "аргументами" нового поколения - битами и камнями, как на Банковой. Их уже не изменить, не уговорить.
 
Что, разумеется, не по сердцу подавляющему большинству моих читателей.
 
И мне, наверное, тоже. Ведь почему-то меня разозлил Майдан.