НАВОРОЧЕННАЯ ТЕХНИКА В СТАРИННОЙ АУДИТОРИИ
Прогулять, что ли? Да нет, сегодня оксфордский профессор - так круто рассказывает! А вот завтра, пожалуй. В "Жовтне" киношку посмотрю. Что-то эти кембриджские лекции занудноваты. Зря я, наверное, на них записался. Мне же кто-то по этой теме из бразильских преподов нравился. Спрошу завтра в деканате…
Вот так может рассуждать типичный украинский студент лет через… Точной даты никто не назовет, но преподаватели вузов утверждают: картинка реалистичная. Она начинает осуществляться уже сейчас.
Скажем, Национальный технический университет "КПИ" стал участником Европейского образовательного проекта по организации и проведению обучения студентов различных стран с использованием телетрансляций.
На практике все просто: юноши и девушки, сидя в киевской аудитории, уже общаются с лекторами Великобритании, Франции, России, различных регионов Украины, а у преподавателей из Словакии смогут полноценно заниматься. Именно эта страна получила грант на развитие мобильности вузов, благодаря чему подарила КПИ суперсовременное оборудование для видеоконференций на 12 млн евро. Это не просто мощные компьютеры и большие интерактивные экраны, на которых лектор может дорисовывать и стирать графики, расчеты, "вращать" рукой трехмерные модели и творить другие технологичные чудеса. Это еще и возможность полноценно общаться с преподавателем, который находится за сотни километров: задавать вопросы, презентовать на семинаре домашнее задание, дискутировать со студентами, которые также далеко-далеко. Можно даже организовать обсуждение темы одновременно с учащимися десятка стран.
Оборудование для видеотрансляций установлено в трех аудиториях на 50, 100 и 350 человек, причем самое мощное - в Большой физической аудитории, которую считают фактически символом КПИ, ведь она сохранилась с 1903 года. Сейчас новейшая техника соседствует с историческими скульптурами.
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИЗ РАЗНЫХ ВУЗОВ МИРА БУДУТ "ЗАКАЗЫВАТЬ"
По словам ректора Центрально-Европейского университета города Скалица Хейди Шварцзовой, которая курирует проект в Украине, ее цель - в 2015-м перевести видеообучение на новый уровень. Пока что речь идет о программах, которые выбирает вуз. Причем ориентируется не на отдельных преподавателей, а в целом на университет, с которым желательно иметь еще и давние связи. В расписании для всей группы - лекции и семинары вуза-партнера. На выходе - два диплома. Для нас это и так прорыв. Но Хейди Шварцзова намерена сделать систему другой: студент сам выбирает лекции того или иного специалиста из предлагаемых стран мира. Он должен иметь шанс ознакомиться с биографиями преподавателей, почитать их литературу, послушать видеозаписи лекций - иногда ведь можно "влюбиться" в манеру лектора. И составить себе программу лекций так же легко, как выбрать музыку или фильмы. В Центрально-Европейском университете вовсю работают над созданием новой методологии обучения студентов. Конечно, это "разрушит границы" в сознании юного поколения, отдают себе отчет преподаватели. Возможно, личности станут восприниматься как мировое достояние, без учета государственной принадлежности. Кстати, сейчас в проекте - восемь государств, а в ближайшем будущем их количество должно увеличиться до 28. Среди "новичков" - Бразилия, Вьетнам, Куба, США.
Как считает ректор вуза, академик НАН Украины Михаил Згуровский, нововведения заставят преподавателей позаботиться о своей конкурентоспособности. Даже программа Оксфорда не может быть идеальной - какие-то предметы слабее, учащимся необходим выбор. Во всемирно известном вузе тоже заинтересовались отдельными техническими дисциплинами, которые максимально качественно представлены в КПИ. Студенты Оксфорда будут заниматься с помощью видеоконференций с нашими преподавателями.
В первую очередь страны хотят объединиться ради решения глобальных "общеземных проблем": по экологии, материаловедению, биотехнологиям. Вузы договариваются о совместных образовательных программах (при которых студенты получают один диплом от двух "вышек", нашей и зарубежной, и даже могут выбирать, в которой сдавать экзамены).
А ВЫ ОБ ЭТОМ ЗНАЛИ?
Студент обязан проучиться год в другом университете
Вы знаете, что поездка на учебу за границу, которая остается мечтой многих молодых людей, на самом деле - не роскошь, а обязанность для каждого вуза? Другое дело, что это только на бумаге и никогда не соблюдалось. Но согласно Болонской декларации, которую Украина подписала 8 лет назад, каждому студенту должны создать условия, чтобы он провел семестр в другом вузе, осваивая ту же специальность. Предпочтительно - в зарубежном. Это называется принципом мобильности. В Финляндии, например, каждого второго студента вузы отправляют на годик подучиться и расширить кругозор в другие европейские страны.
Увы, наши вузы пока не могут засчитывать современные курсы, прослушанные на Западе, если в их программах подобные не предусмотрены. Полгода назад Минобразования приняло Положение об академической мобильности студентов вузов. В них ситуация сдвинулась с мертвой точки на крошечный шажок - разрешили "признавать результаты обучения студента в вузе-партнере". Перезачет проводят по международной системе трансфера и накопления кредитов. Для сравнения: европейскому студенту уже сейчас позволительно осваивать одну и ту же специальность, ежегодно меняя вузы и страны: первый курс - во Франции, второй - в США, третий - в Швеции. И все освоенные предметы в итоге сводятся в один диплом. У нас же студенты опасаются, что принцип мобильности введут "по-простому": будут посылать на обучение из одного региона Украины в другой, из глубинки - в глубинку.
- Пока что подход, при котором студент сам составляет программу, противоречит госстандарту высшего образования, - поясняет профессор, доктор технических наук, проректор НТУУ "КПИ" Геннадий Варламов. - Однако предусмотрена вариативная часть - около 20% учебной нагрузки. Это как раз факультативы, которые учащийся вуза выбирает сам, чтобы углубить специализацию. Именно сюда можно отнести дополнительные занятия в других иностранных вузах. Вопросы с сертификацией этих занятий, получение иностранных дипломов - пока достаточно сложные. Но суть не в документах. Ведь украинский выпускник, освоивший самые передовые в мире знания и умения, будет просто находкой для работодателей. Они судят не по дипломам…
ОПРОС СТУДЕНТОВ
Что даст мобильность?
Анастасия Дегтярева:
- Мобильность студентов - это шанс сравнить. Знания студентов по точным наукам сейчас зависят от того, в каком вузе они обучаются. Например, насколько хорошо он оснащен. У меня есть возможность сравнить. Раньше я изучала экологию в одном региональном университете. Но КПИ и тот вуз - небо и земля. Здесь намного выше технический уровень. Скажем, химия сегодня - это не только колбочки, это высокоточное оборудование, на котором в КПИ нас учат работать.
Елена Петриченко:
- Наверное, в будущем образование будет более мобильное, но мне уже повезло - получу два диплома: КПИ и Центрально-Европейского университета Скалицы. Для этого необходимо неплохо знать иностранный язык, ведь работу будем защищать на английском. После Нового года мы все, шестикурсники по специальности "Экологический менеджмент", которые изъявили желание работать над этим проектом, отправимся в Словакию. Будем там знакомиться со своими зарубежными научными руководителями диплома. Дальше будем поддерживать с ними виртуальную связь: консультации, исправления, дополнения. Все как обычно. На защиту вновь приедем в Словакию на три дня.
Карина Малыхина:
- С 3-го курса работаю на кафедре. Если говорить научным языком, провожу исследование эффективности веществ, замедляющих процесс коррозии. Проще говоря, разрабатываю способы, которые помогут уменьшить износ оборудования. Можно сказать, этот вопрос волнует людей на всей планете. Мобильность - это возможность узнать, что нового по этой теме сделано в других странах, пообщаться с иностранными студентами, которые трудятся над аналогичной задачей.