«Как я покоряла Америку»

В студенческой программе работы за рубежом есть свои прелести

Киевская студентка проработала в Штатах два месяца.

В студенческой программе работы за рубежом есть свои прелести.

Провести каникулы за границей - мечта чуть ли не каждого украинского студента. А вот отдохнуть за рубежом, да при этом еще и денег заработать - удел активно-прогрессивной молодежи, которой в последнее время становится все больше.

По сравнению с иностранцами мы гении в математике

Сегодня у юношей и девушек довольно большой выбор, чем занять себя во время каникул. Особой популярностью пользуются программы летней подработки в США. И поскольку не все представляют себе, с чем придется там столкнуться, «КП» решила расспросить о тонкостях совмещения заграничного отдыха с работой киевскую студентку Алину Кульматицкую, недавно вернувшуюся из Штатов.

- В подобной программе я участвовала впервые, - начала рассказ Алина. - Родители сначала не хотели отпускать меня так далеко, но потом согласились и помогли с деньгами. Только за участие в программе нам пришлось выложить 3 тысячи долларов. Насколько я понимаю, организации, которые отправляют студентов за границу, неплохо на этом зарабатывают. Когда нас пригласили на презентацию, в конференц-зале гостиницы сидели 400 человек. С каждого по 3 тысячи - неплохой навар!

Перед тем как выдать направления на работу, нам предложили пройти тестирование. Проводили его американцы. Задания оказались настолько примитивными, что мне все сначала показалось каким-то приколом. К примеру, вопросы в духе «сколько в долларе четвертаков?» и т.п. После того как я высчитала в столбик некоторые числа, на меня посмотрели, как на математического гения. Они страшно удивились, что мы можем обходиться без калькуляторов!

К слову, уже в Америке мои клиенты не доверяли таким «феноменальным» способностям и перепроверяли все чеки на калькуляторе. Потом, правда, извинялись. Но обо всем по порядку.

Проверка на самостоятельность

- Тем, кто прошел несложное тестирование и собеседование, выдали направления на работу в Штатах. Сначала раздавали путевки в Сиэтл, потом пошел Коннектикут. Туда меня и распределили. Места предоставляли всем в разных городах. То есть отправляли не группами, а поодиночке.

По приезде нас никто не встретил. Мы должны были самостоятельно добираться, искать жилье и прочее.

- И как решили проблему?

- Повезло. Я случайно встретила в Нью-Йорке двух девчонок, приехавших по той же программе и в то самое место, что и я. В первый день мы сразу отправились в небольшой городок Норвич, где недалеко от развлекательного комплекса, в котором мы должны были работать, жило много украинцев и поляков. Такая себе диаспора.

Оставили вещи у соотечественников и пошли искать квартиру по объявлениям. Просмотрели пять вариантов, но они не стоили тех денег, которые за них просили. В итоге измотанные вернулись назад, и тут хозяева жилья, где мы бросили вещи, сказали, что этажом выше будто бы сдают угол. Мы быстро кинулись туда, провели переговоры и остались.

Запрещали говорить на родном языке

- Платили 750 долларов за месяц. С человека выходило по 93 доллара.

Жили ввосьмером в трехкомнатной квартире, - продолжает Алина. - Порой кому-то приходилось спать на полу, но это нас не смущало.

- Как уживались ввосьмером?

- А у нас было такое рабочее расписание, что мы практически не пересекались. Пока одни работали, другие спали.

- А быт, готовка?

- Кормили нас в столовой на рабочем месте. Для обеда там отведено специальное время. Есть нужно только на территории столовой и только в те дни, когда трудишься. Впрочем, мы приходили туда и на выходные, беря с собой навынос сколько захотим. Даже подружек угощали.

- Не наказывали? Может, штрафовали как-то?

- У нас, конечно, существовала система штрафов. Тех, кто набирал четыре очка, просто увольняли. Штраф можно было заработать за опоздание, невыход или грубое нарушение дисциплины. Но тут все зависело от менеджера: станет он докладывать руководству или нет.

Кстати, на рабочем месте нам не позволяли разговаривать на украинском и русском. Только по-английски. Представьте себе: в огромном центре трудится уйма наших, посетителей нет, а говорить с земляками нужно по-английски. Но мы нарушали это правило время от времени. Говорили между собой по-нашему, причем не только во время перекуров.

- Значит, перекуры устраивать разрешалось?

- Конечно! Более того, для тех, кто курит, перерывов там больше, чем для некурящих. И это никак не отражается на зарплатах: получали все одинаково.

- Несправедливо что-то… Кстати, а сколько вы зарабатывали?

- В среднем по 7-9 долларов в час. Кроме того, нам доставались чаевые. В основном их оставляли те, кто выигрывал небольшие суммы на игровых автоматах. Те же, кто выходил из казино с десятками тысяч долларов, не давали ни цента!

Вообще я теперь выделяю для себя две категории людей, едущих в Америку. Одни там пашут на трех работах, а другие - такие, как я, - отправляются за опытом и новыми ощущениями. Хотя и нельзя сказать, что я не заработала. Правда, там же все и потратила. Приобрела кое-что из электроники. У них подобные вещи дешевле, чем здесь.

Ухаживания и белые носки

- В чем же заключались твои обязанности?

- Стояла у кассы и обменивала чеки на деньги. Чек выскакивал из игрового автомата, когда кто-нибудь хотел прекратить игру и нажимал кнопку CASH. Кстати, многие приходили и обналичивали по 10 центов, хотя проигрывали сотни долларов. Мелочные люди.

- Такая работа не считается опасной? Ведь ты имела дело с наличкой?

- В целом нет. В развлекательном комплексе везде охрана, камеры видеонаблюдения. Имелась у меня и кнопка экстренного вызова. Но нам дали четкую установку: нажимать только тогда, когда увидим перед собой дуло пистолета. Прецедентов, к счастью, не случилось.

- А приставания со стороны клиентов? Разве они не обращали на тебя внимания?

- Обращали, это правда. Даже пытались приставать, но мне до них не было дела. В основном - мужчины в возрасте. Один даже оставил ключи от номера в отеле. Мол, приходи в такое-то время, буду ждать. Так я передала их менеджеру и сказала, что кто-то забыл.

- И сколько времени ты работала?

- Почти два месяца.

- Ну а как личная жизнь и все такое?

- Почти сразу, едва приехала, познакомилась с парнем, американцем, работавшим в том же развлекательном комплексе. С ним и проводила время. До сих пор переписываемся. Кстати, ему очень понравились украинские вечеринки, которые мы устраивали. Такого он никогда не видел. Особенно его поразило количество выпиваемого нашими соотечественниками алкоголя.

- То есть они там почти не пьют?

- Нет, американцы могут позволить себе немного пива. Для них, кстати, это уже серьезный алкогольный напиток. И вообще они другие (смеется). К примеру, американца легко вычислить на улице - по белым носкам! Во что бы человек ни оказался одет и обут, на нем всегда будут белые носки. Юмор там тоже специфический. Шутят в основном про блондинок.

- Тебя не задевало?

- Нет, конечно. Потому что и мы постоянно над американцами подтрунивали. Учили их материться по-русски, объясняя, что это такие слова приветствия или прощания. Они потом нас так и провожали, матерясь и полагая, что желают нам счастливого пути.

- В общем, тебе, судя по всему, понравилось. Еще раз поехала бы, если бы возникла возможность?

- С удовольствием! Одно дело - просто отдыхать летом и совсем другое - получать опыт, зарабатывать и совершенствовать язык одновременно.

СПРАВКА «КП»

Как попасть на программу Work&Travel USA?

Для этого нужно соответствовать таким требованиям:

Где можно поработать?

Чаще всего студентам достаются места в сфере обслуживания - парках развлечений и национальных парках, ресторанах и барах, гостиницах и отелях, магазинах и сувенирных лавочках.