Как живется народу в столь необычном месте, журналисты "Комсомолки" решили посмотреть собственными глазами и отправились в гости.
Видео Максима Крюка.
Один петух на два села кукарекает!
- Подскажите, как проехать на улицу Мирную? - интересуемся у пенсионера, который пасет гусей.
- Мирную? А у нас такой нет, - немного подумав, отвечает мужчина.
- Как же нет?! Вот на карте она еще называется Черняховского, - не унимаемся мы.
- А, ну так бы сразу и сказали, тогда вам в другую область надо... Вон ваша улица, за переездом железнодорожным виднеется, - довольный уловкой, показывает дорогу пенсионер.
С виду Мирная, она же Черняховская, - самая обычная улица: дома, палисадники, лавочки у заборов. Но по сути это улица-граница, улица-экватор, которая делит село меж двумя областями. Та часть, что в Запорожской, называется Розовка, в Херсонской - Сокологорное. В итоге соседи, живущие через дорогу, по документам считаются жителями разных областей. Но самих селян эта необычность ничуть не смущает. Напротив - они в этом находят сплошные плюсы.
- Живем мы дружно, не ругаемся. Путаницы никакой нет. Я вот прописан в Херсонской области, но за воду и свет плачу запорожскому сельсовету, - растолковывает нам местный житель Николай Иванович. - В Сокологорном у меня дочь живет, а в Розовке - внук.
- У нас тут один петух на два села кукарекает! - с задором подключается к разговору его соседка Лариса. - Знаете, здорово иметь, так сказать, чемодан с двойным дном. Вот, скажем, не понравилось ребенку в школе - не заладилось с учителями или одноклассниками, взял - и перешел к соседям учиться. Правда, у нас в Сокологорном школа украинская, а у запорожцев - русская.
"У нас вода дешевле, зато у них жить душевнее"
Две школы - сама по себе роскошь для украинских сел. А тут еще и две почты, два клуба - и все на 1200 жителей? По разные стороны от "экватора" находятся и два сельсовета, при этом их главы - закадычные друзья.
А вот из-за разных тарифов на воду порой возникает недовольство. В Розовке платят частникам почти в два раза больше, чем в Сокологорном, где водопровод коммунальный.
- Многие возмущаются, конечно: мол, почему там дешевле, а у нас дороже? Или почему у них улицы лучше освещены? Некоторые идут на хитрости. Например, прописываются к родственникам и соседям в Розовке, чтобы выгадать на социальной помощи. А еще у нас талоны на льготный проезд в маршрутках и льготный газ в баллонах, в Сокологорном такого пока нет, - говорят в Розовском сельсовете. - Знаете, сколько к нам жителей из Сокологорного прописалось, когда несколько лет назад в Херсонской области пенсию задерживали, а в Запорожской выдавали! Но как только все нормализовалось, "эмигранты" вернулись на родину.
Да и на местном рынке частенько можно подслушать такие дискуссии:
- У вас в Розовке все-таки лучше!
- Да где там лучше - у вас вон и вода дешевле, и фонари горят.
- Зато в Сокологорном жить душевнее.
|
Из общего - церковь и кладбище
Но есть у двух сел и общее. Например, церковь. Храм, который сейчас расстраивают, территориально находится в Херсонской части, но священник между прихожанами Сокологорного и Розовки различий не делает. Всех причащает и исповедует.
Также одно на два села кладбище. А вот военных мемориалов - два, и каждая половинка села чествует своих героев.
Если для местных все просто и понятно, то с приезжими постоянно случаются казусы. Иногда сами путаются, а порой чужаков местные разыгрывают в шутку. Самый распространенный "фокус" - с улицами, на который попались и мы. "А где здесь улица такая-то?" - "А у нас такой нет". Ну и дальше по сценарию.
Компетентно
"Общие" территории при демаркации делят пополам
- Если говорить о границах государств, то они определяются по двухсторонним соглашениям, которые оговаривают размеры стран. Создаются специальные совместные группы, которые выезжают и проводят демаркацию. Обычно если черта проходит через населенный пункт, никто из двух сторон не отказывается от участка своей территории в пользу соседей. Поэтому села делят пополам. Этот же принцип работает и внутри страны относительно границы областей, - пояснили в пограничной службе Запорожья.
БЫЛО ДЕЛО
История с козой-беглянкой
- На летние каникулы я как-то пригласила в гости подружку, с которой вместе учились в университете. Про два села в одном забыла ее просветить - для меня ведь в этом нет ничего необычного, - рассказывает Виктория. - Утром мне нужно было на почту, а Иру я попросила за козой посмотреть. Возвращаюсь - а она вся в слезах. Оказалось, Ирка отвлеклась на телефонный звонок и прозевала, как Зорька улизнула. Кинулась ее искать, с ног сбилась. А тут ребята соседские проезжали на мотоцикле и говорят: мол, видели Зорьку в Сокологорном, в Херсонской области. Ирка - в панике: мол, все, вовек не сыскать беглянку. А коза тем временем паслась у соседей через три дома. Подружка потом долго смеялась.
В общем, даже если и возникают какие-то недоразумения из-за границы, все разрешается мирно, с юмором. И такое вот добрососедство тоже по-хорошему удивило.
СПРАВКА "КП"
В районе нынешних сел Розовки и Сокологорное в 1784 году на царской железной дороге открыли станцию Новогригорьевку. Было это при правлении Екатерины Великой.
- В 1900-м станцию переименовали и стали называть по фамилии землевладелицы - графини Глафиры Петровны Сокологоровой. Со временем сюда начали съезжаться люди, маленькие хутора объединялись в более крупные. Так появилось наше село Сокологорное, - рассказал председатель сельсовета Валерий Демьяненко.
Изначально оно относилось к Мелитопольскому уезду Таврической губернии. В 30-е годы - к Днепропетровской области. А потом стартовал географический передел. В 1939-м от Днепропетровской области отделили Запорожскую, и уже 30 марта 1944 года юго-западная ее часть отошла к вновь образованному Херсонскому региону. Граница между этими областями пролегла как раз посередине села.
|
В ТЕМУ
Кому еще повезло с кордонами
Село Выселки пополам делит украино-российская граница. Одна часть находится в Донецкой области, другая - под названием Александровка - в Ростовской области.
***
Чудным образом поделили село Сопыч - сразу на три части. Между Сумской областью и российскими Курской и Брянской.
***
А вот село Борутино, расположенное между украинской и белорусской границей, с карты и прочих документов уже исчезло, однако люди там по-прежнему живут.