Надо сказать, ко времени создания этой организации в Одессе уже проявили свои дарования композиторы различных поколений. Причем их музыка звучала и в нашем городе и за его пределами. Например, еще в XIX веке были широко известны имена творивших в Одессе композиторов Петра Нищинского, Петра Сокальского, который также был и музыкальным критиком.
Однако обучение композиторскому мастерству началось с деятельности Витольда Малишевского, первого ректора Одесской консерватории, открытой в 1913 году. Ученик Римского-Корсакова и Глазунова Малишевский стал воспитателем талантливых одесских композиторов. Среди них — Александр Давиденко — один из выдающихся представителей советского музыкального искусства 1920-х-начала 1930-х годов. Поэтому именно Малишевского можно считать основателем одесской композиторской школы, традиции которой восходят к подобной школе Петербурга. В 1920-е годы в Одесской консерватории молодых композиторов воспитывали профессора В. Золотарев (создавший оперу «Декабристы»), П. Молчанов — старейший педагог, чье «Скерцо» в 1893 году исполнил в концерте, состоявшемся в Одессе, Петр Ильич Чайковский. Учеником Малишевского и Молчанова стал талантливый, всесторонне одаренный Владимир Фемелиди. Его произведения — опера «Разлом» и балет «Карманьола» — были поставлены в Одесском театре оперы и балета, который совсем недавно получил статус Национального.
В Одессе создавал свои сочинения и выдающийся украинский композитор Константин Данькевич. Среди его произведений довоенного периода выделяется балет «Лилея» — его либретто написано по мотивам шевченковского «Кобзаря», а в основу музыки легли мелодии украинских народных песен. Позднее в Одессе будет создана и опера Данькевича «Богдан Хмельницкий». Кстати, длительное время именно Данькевич был председателем Союза композиторов Украины.
Творческие достижения одесской школы и привели к основанию одесской композиторской организации в 1937 году. Ее председателем стал профессор Одесской консерватории композитор Николай Вилинский, членами — А. Павленко, П. Молчанов, а также их коллеги и ученики — Константин Данькевич, Серафим Орфеев, Леонид Гуров, Александр Коган, Мария Завалишина, Яков Файнтух. Позднее к ним присоединились Тамара Сидоренко-Малюкова, Леонид Саксонский и другие. Ученики С. Орфеева, Т. Сидоренко-Малюковой, А. Когана стали композиторами и музыковедами, а впоследствии вошли в Одесский Союз композиторов.
В 1960-е годы проявился талант Александра Красотова (воспитанника Т. Сидоренко-Малюковой). Красотов — автора балета, концерта для арфы с оркестром, вокальных циклов и хоров, широко исполнявшихся в Украине. Красотов вошел в плеяду молодых композиторов, обновлявших музыкальное искусство страны. Причем он работал во всех жанрах. Так, на сцене Одесского театра оперы и балета поставлены его оперы, на эстраде звучали и звучат инструментальные произведения, кантаты и вокальные циклы мастер. Александр Красотов был удостоен нескольких международных премий, звания Заслуженного деятеля искусств Украины, проявил себя как опытный педагог будучи профессором Одесской консерватории.
В эти же годы расцвела творческая деятельность Юрия Знатокова. Его балеты «Княгиня Волконская», «Свіччине весілля» были поставлены на сцене нашего и многих других театров.
Новое поколения творцов музыки приобретало профессионализм под руководством композиторов Красотова и прибывшего из Москвы И. Асеева. Кстати, «Реквием» Асеева долгое время звучал у могилы Неизвестного матроса в одесском парке им. Шевченко. Таким образом, можно с уверенностью говорить о композиторской школе Александра Красотова. В его классе учились нынешние активные члены одесской организации — Кармелла Цепколенко, Людмила Самодаева, Иван Голубев, Юлия Гомельская, Георгий Успенский, Александр Сокол и многие другие. А в 1970-е годы в одесской организации появилась и музыковедческая секция, участником которой стал Юлий Малышев — известный в Украине музыкальный деятель, организатор и главный редактор музыкального издательства «Музична Україна», Заслуженный деятель искусств Украины, профессор.
Одесская организация всегда хорошо сотрудничала с Одесской консерваторией — ныне Музыкальной академией. Организацию нередко возглавляли ректоры консерватории: К. Данькевич, С. Орфеев. Ныне председателем одесской организации одесской организации избран Александр Сокол — ректор ОГМА, теоретик и композитор — академик, профессор, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств Украины. Александр Сокол, кстати, обучался музыкальным дисциплинам в классах Орфеева, Когана, Красотова.
Заслуженными деятелями искусств Украины являются также Виктор Власов — автор оригинальных произведений для народных инструментов, изданных и исполняемых во многих странах. Сочинения И. Голубова, А.Станко, К. Цепколенко также звучат за пределами Украины. Кармелла Цепколенко стала известной также как художественный руководитель ежегодного международного музыкального форума «Два дня и две ночи Новой музыки». Форум сделал Одессу международным центром нового музыкального искусства.
Международные связи Одесской организации с каждым годом расширяются. В них участвуют и другие члены Союза композиторов Украины. Например, Юлия Гомельская получила второе высшее образование и представляет свои сочинения в Англии. Музыка Людмилы Самодаевой часто исполняется во Франции. Александр Красотов воспитал уже целый ряд композиторов в Китае…
Одесская организация, конечно же, активно представляет свои произведения на концертных площадках и в театрах нашего города. Многие сочинения Красотова, Асеева, Фрейдлина и других были исполнены Национальным одесским симфоническим оркестром. На сцене Одесского театра оперы и балета прошли оперы Красотова «Таежная песня» и «Михаил Воронцов», на сцене Театра музыкальной комедии — его мюзикл «Пятый лишний».
Одесские звезды — частые гости Дома композиторов в Киеве. Наши мастера не раз гастролировали в Ереване и других городах Армении. Особенно памятным было исполнение произведений одесских авторов во Всесоюзном доме композиторов в Москве.
Юбилею Одесской композиторской организации посвящена серия концертов. Открытие фестиваля состоялось 10 октября в Большом зале Одесской филармонии. Камерный оркестр филармонии под управлением дирижера Игоря Шаврука и солисты исполнили произведения В. Власова, Ю. Гомельской, А. Томленовой, Л. Самодаевой, К. Цепколенко.
Важно!
С 17 по 19 октября в Музыкальной академии пройдет научная конференция «К истории Одесской организации Национального союза композиторов Украины». Заключительный же концерт фестиваля состоится 28 октября. В нем будут участвовать муниципальный оркестр духовой музыки им. А. Салика, муниципальный хор «Vivat», ансамбль хоровой песни и трио бандуристок «Мальвы». Прозвучат сочинения композиторов В. Власова, О. Полевого, А. Сокола, Ю. Знатокова и Ю. Гомельской.
В классах композиции ОГМА воспитываются будущие члены Одесской композиторской организации. Некоторые из них уже завоевали премии на Всеукраинских и Международных конкурсах. И этот факт — свидетельство творческого роста и дальнейшего развития композиторского коллектива нашего города.