Как у нас выманивают деньги: псевдоэлитные услуги

Приставка VIP способна творить чудеса!

Судя по этому указателю, некоторые люди даже не подозревают об истинном значении слова «элитный». Фото: Максим ЛЮКОВ.

Услышав это волшебное слово, многие готовы выложить свои кровные буквально ни за что, переплачивая в разы. Ушлые продавцы товаров и услуг этим умело пользуются, вставляя "три веселые буквы" и к месту, и не к месту… 
 
Телемагазин
 
Купила швабру - и стала "важным клиентом"
 
О том, что за приставку VIP придется заплатить, менеджер Елена убедилась на собственном опыте. А все началось с того, что она купила в телемагазине паровую швабру. 
 
С тех пор прошло два года, но сотрудники не оставляют девушку в покое. Звонят минимум раз в два месяца с уникальными предложениями "только для VIP-клиента". Например, скидка 100 грн. при условии покупки на 2500 грн. Или предлагают ортопедический матрас по цене больше ее месячной зарплаты.
 
- Каждый телефонный разговор начинается бодрым приветствием: "Елена, вы - наш VIP-клиент!", - рассказывает девушка. - Я сначала старалась быть вежливой, но после пятого звонка церемониться перестала. Говорю: какой я VIP-клиент, если только раз в жизни купила у вас швабру и больше никогда ничего не куплю?! Оставьте меня в покое!
 
Но покой ей только снится. 
 
- Елена, здравствуйте! У нас для вас, как для VIP-клиента, есть уникальное предложение! Вы покупаете комплект белья всего за 1000 грн. и на второй мы вам даем 20-процентную скидку.
 
- Мне не нужно постельное белье.
 
- Очень жаль. Елена, а спите вы хорошо? Потому что у нас только для вас есть замечательная подушка…
 
- Мне не нужна подушка!
 
- Елена, как же так? Хорошо, если вы сегодня не настроены на покупки, мы сделаем вам подарок - три замечательных кухонных полотенечка. Совершенно бесплатно! Это подарок, Елена! Нам бы хотелось, чтобы у вас от сотрудничества с нами остались самые приятные впечатления. Вы сможете подъехать к нам и забрать этот замечательный подарок от нашего магазина?
 
- Хорошо, я завтра буду ехать с работы и после 6 вечера могу зайти…
 
- Замечательно, Елена. Правда, есть небольшой нюанс: чтобы получить этот замечательный комплект полотенец, вам нужно будет приобрести у нас мультиварку! 
 
Химчистка 
 
Выведение пятен не гарантируют
 
Поход в химчистку - это изначально лотерея, причем опции всего две: вещь или почистят, или испортят. Даже если вам обещают чистку с приставкой VIP, "эксклюзив", "элит" и т.д.
 
Как рассказала "Комсомолке" сотрудница одной из столичных химчисток Анна, подавляющее большинство сданных в химчистку вещей стираются в огромных стиральных машинах с помощью до боли знакомых средств - стирального порошка и воды. При этом ни о какой индивидуальной "элитной" стирке речь не идет: вещи, сданные со всего города, сортируются лишь по цвету.
 
- Для меня вообще остается загадкой, что движет людьми, которые, скажем, сдают в химчистку постельное белье, - говорит Анна. - Во-первых, оно стирается в одном барабане вместе с чужим бельем. Во-вторых, химчистка не гарантирует удаление с белья пятен от крови, мочи, слюны и т.д. В-третьих, это стоит немалых денег, притом что сегодня уже практически у всех (по крайней мере у тех, кто пользуется услугами химчистки) дома есть стиральные машины. Единственное, что приходит в голову - возможно, наши клиенты ленятся гладить белье или им нравится, что оно отутюжено не утюгом, а прессом?
 
По прейскуранту обычная стирка 1 кг постельного белья стоит 15 грн., а так называемая ручная стирка - 200 грн. Однако чем отличается 200-гривенная стирка от 15-гривенной, Анна объяснить не смогла. 
 
- Вручную белье точно не стирают, - говорит девушка. - Наверное, просто закладывают в машину отдельно от чужого!
 
Да уж, есть за что платить в 13 раз дороже…
 
Квартира 
 
VIP-линолеум
 
- Пока в нашей квартире шел ремонт, мне нужно было снять жилье на пару месяцев, - рассказывает киевлянин Руслан. - Пожеланий было два - недалеко от своей квартиры (чтобы время от времени смотреть, как продвигается ремонт) и цена (хотелось подешевле). Но через две недели поисков я понял, что дешевое жилье меня не устраивает - уж слишком оно было "убитое". А у меня двое детей, не хотелось их селить в такие условия даже на пару месяцев.
 
В конце концов риелтор предложила посмотреть "VIP-апартаменты с VIP-ремонтом", и цену хозяева запросили соответствующую. Поскольку время поджимало, Руслан скрепя сердце согласился. Каково же было его удивление, когда VIP-апартаменты оказались двушкой в доме на Соломенке, а VIP-ремонт явил собой обои ядовитого розового цвета и линолеум. 
 
- Хозяева настаивали на премиум-классе своей квартирки уровня ниже среднего и даже аргументировали: дескать, дом новый, а косметический ремонт - свежий, - рассказывает Руслан. - Я, конечно, догадывался, что в приставку VIP люди вкладывают что-то свое, но тут апломб хозяев меня сразил наповал! 
 
Салон красоты 
 
Клиентам нужно не качество работы, а отношение
 
В элитном салоне красоты, расположенном в центре украинской столицы, цены кусаются, но большинство клиентов ходят сюда годами. При этом - вы не поверите! - качество собственной работы даже сами мастера оценивают как "среднее".
 
- К нам не за качественным маникюром или хорошей стрижкой приходят, а в поисках элитного обслуживания, - говорит мастер по маникюру Людмила. - Наши клиенты - это люди особенного склада, им приятно внимание, восхищение и даже подобострастие. И все это они могут получить у нас сполна!
 
Каждого клиента встречает администратор с самой широкой и радушной улыбкой, которую вы только можете себе представить, и тут же усаживает его за столик, предлагая чай, кофе капучино, сливки (вам какой процент жирности?), сахар (вам белый или коричневый?), сладости и т.д, и т.п. Если клиент новый, тут же проведут подробную экскурсию по всему салону, периодически уточняя, не заинтересовала ли его та или иная процедура. Если клиент постоянный, желания здесь угадывают и предвосхищают.
 
- Кому-то это покажется подхалимажем, а мы называем это корпоративной культурой, - продолжает Людмила. - Каждый клиент чувствует себя единственным, в крайнем случае - самым любимым. И он готов платить за эти ощущения.
 
Надо сказать, что платить за "корпоративную культуру в действии" приходится немало. Вот цены из прейскуранта: маникюр - 340 грн. (в обычных салонах 50-100 грн.), педикюр - 500 грн. (100-150 грн.), покрытие лаком - 100 грн. (20 грн.), шеллак - 300 грн. (100 грн.), наращивание и коррекция гелевых ногтей - 800 грн. (200-300 грн.).
 
У парикмахеров - свои секреты честного 
 
отъема денег. И самый главный из них заключается в том, что в элитных салонах нет такого понятия, как "просто высушить" - в состав каждой услуги непременно входит полноценная укладка. Отсюда и астрономические цены: минимальная стоимость стрижки - 700 грн., самая простая покраска - 1000 грн. В качестве бонуса клиенту - широкая улыбка мастера и заверения в том, что на свете нет человека прекраснее, чем тот, кто сейчас сидит в его кресле! 
 
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
 
Плата за амбиции
 
- На приставку VIP, безусловно, ведутся не все, но многие, иначе такого маркетингового приема попросту бы не существовало, - говорит вице-президент НПЦ "Дианализ" психолог Виктория Егорова. - В первую очередь на нее клюнет тот, кто денег не считает и при этом априори относит себя к людям высшего сорта. Такой человек как только видит вывеску VIP, тут же понимает, что это - для "элиты", то есть для него любимого. Вторая категория получателей элитных услуг - это те, кто пока еще не считают себя первыми, но очень к ним хотят. Такие люди готовы доплачивать за возможность хотя бы таким образом почувствовать себя элитой и при случае не упускают возможности донести данную информацию о себе до других. "Вот, мол, стригся в таком-то салоне, там еще стрижется известный артист, и мы вот так запросто столкнулись в холле". И, наконец, VIP-услугами пользуются еще и те, кто прекрасно отдают себе отчет в том, что происходит, но социальный статус обязывает "соответствовать". То есть исходя из их социального положения и дохода таким людям просто неприлично пользоваться не элитными услугами.