О чем говорят краш-тесты?

Кажется, чем больше звезд заслужил автомобиль или чем выше у него балл, тем лучше. Однако это верно не всегда. Хотя бы потому, что иногда один и тот же автомобиль получает совершенно противоположные оценки на тестах. Почему так получается?

Кажется, чем больше звезд заслужил автомобиль или чем выше у него балл, тем лучше. Однако это верно не всегда. Хотя бы потому, что иногда один и тот же автомобиль получает совершенно противоположные оценки на тестах. Почему так получается?

Для начала, что такое краш-тесты. Это исследования автомобилей на предмет безопасности, которые проводят независимые организации, для этого им приходится в буквальном смысле слова разбивать машины, моделируя аварийные ситуации. Всего таких компаний в мире насчитывается около десятка, однако самые авторитетные две - это американская ассоциация NHTSA (Национальная администрация безопасности дорожного движения США) и европейская EuroNCAP (Европейская ассоциация испытания новых автомобилей).

Однако иногда мнения этих компаний об одном и том же автомобиле не совпадают. Это происходит из-за того, что исследования специалисты проводят по-разному - бьют машины при разных скоростях, под разным углом и при разных обстоятельствах. Например, NHTSA делает фронтальный удар в лоб со скоростью в 56 км/час. А EuroNCAP ударяет машины на скорости 64 км/час со смещением, то есть ударяется не весь передок машины, а только его часть.

Кроме того, американцы проводят испытание на опрокидывание (чего нет в EuroNCAP), зато европейцы делают тест на безопасность пешехода, попади они под колеса испытываемого авто. (См. схему справа).

* * *

Впрочем, несколько лет назад вопросом безопасности озаботилась еще одна некоммерческая компания - IFL (Informed For Life). Ее эксперты заметили, что данные EuroNCAP и NHTSA зачастую противоречивые, а значит… хорошо дополняющие друг друга.

Поэтому свои отчеты IFL основывает на данных обеих организаций (в общей сложности 11 параметров) и применяет собственные поправочные коэффициенты.

Кроме того, аналитики IFL руководствуются не только результатами тестов, но и статистикой ДТП. Подсчитано, что при фронтальных ударах гибнут 43% водителей, а при опрокидывании - 28%. Чуть меньше (26%) летальных случаев от бокового удара, а от наезда сзади погибают лишь 3% водителей. Именно в такой пропорции и формируется суммарный балл.

А вообще, считают специалисты, безопасность зависит от трех важных характеристик автомобиля: размер и вес (чем больше, тем лучше), средства пассивной безопасности, которые помогают выжить в аварии и избежать травм, и средства активной безопасности, которые помогают избегать дорожных происшествий.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Первым краш-тестом можно считать испытания 1935 года. Тогда компания Citroen сбросила с 30-метровой высоты модель 11CV, которая после этого смогла двигаться (Анри де Ситроен был большим выдумщиком на всякие оригинальные рекламные ходы). Ну а по-настоящему краш-тесты получили развитие в середине

50-х годов в компании Mercedes, которая считается родоначальником многих систем пассивной безопасности (интересный момент - тогда на краш-тестах вместо манекенов использовали… трупы людей). Позже краш-тесты стали обязательными для всех автомобилей, были разработаны специальные методики, а автопроизводители стали всерьез задумываться о безопасности водителя и пассажиров.

НА ЗАМЕТКУ

Независимые краш-тесты проводятся исключительно в развитых странах. Именно там существуют повышенные требования к безопасности, которые будут только ужесточаться; именно там делают самые безопасные автомобили и именно там безопасность все чаще является определяющим фактором покупки машины. Поэтому количество смертей и увечий в ДТП в Европе, Америке, Японии и Австралии уменьшается, в то время как на страны третьего мира приходится 88% тяжелых аварий.

КСТАТИ

Выбирая автомобиль, стоит обращать внимание не только на результаты краш-тестов, но и на установленные на автомобиле средства активной безопасности, помогающие избежать аварии.

Также стоит иметь в виду, что все краш-тесты проводятся с использованием электронных манекенов и обязательным применением ремней безопасности. Без них даже авария на скорости 25 км/час может привести к фатальным последствиям.

Тесты автомобилей 2007 года

Самыми безопасными оказались внедорожники

Не так давно NHTSA опубликовала последний рейтинг безопасности. В исследовании были разбиты 63 из 70 представленных автомобилей. Максимальную оценку получило 24 машины, из них 7 легковушек и 17 внедорожников.

Среди седанов, по данным NHTSA, самыми безопасными при боковом и лобовом ударе оказались Dodge Caliber, Ford Five Hundred, Kia Optima, Mercury Montego, Subaru Legacy, Saturn Aura и Toyota Camry.

Из внедорожников лучше всего прошли эти краш-тесты 17 автомобилей. Из них в Украине продаются Audi Q7, Honda CR-V, Hyundai Santa Fe, Infiniti FX35/45, Jeep Grand Cherokee, Kia Sorento, Kia Sportage, Mazda CX-7 и Subaru Outback.

Однако у водителей почти всех новых автомобилей резко возрастают шансы получить тяжкие телесные повреждения, когда они переворачиваются. За тест на опрокидывание пять звезд получили только три машины - 4-дверная Mazda 6 и два американских кабриолета - Pontiac Solstice и Saturn Sky Convertible.

Из всех протестированных машин «кол» получил только Buick LaCrosse. Одну звезду ему дали за безопасность передних пассажиров при боковом ударе, при этом сохранность задних пассажиров оценивается на троечку.