Пилот сажал самолет с заклинившим рулем высоты

У экипажа не было возможности спасти пассажиров, считает источник, близкий к следствию.

Мы продолжаем разбираться, что же все-таки на самом деле стало причиной крушения "Боинга" в аэропорту Казани 17 ноября.
 
Задача известна: за 500 метров до полосы пилот доложил диспетчеру о непосадочном положении, запросил "уйти на второй круг". Почти через минуту самолет вошел носом в землю.
 
 
Так что же произошло?
 
Не в пользу пилотов говорит тот факт, что оба летчика - "перевертыши". Именно так на профессиональном жаргоне называют пилотов, которые пере­учиваются на летное дело из других смежных специальностей. Рустем Салихов изначально работал штурманом, а Виктор Гуцул - бортинженером. Авиакомпании, как правило, ставят в экипаж каждого борта пилота со специальным авиационным образованием. Но тут уже претензии к авиа­компании "Татарстан".
 
С другой стороны, каждый из пилотов имел немалый налет. Да и коллеги хвалили летчиков.
 
Несмотря на это, многие эксперты утверждают, что пилот не справился с ручным управлением, когда заходил на второй круг. А вот тут внимание! В переговорах с диспетчером аэропорта, еще только заводя лайнер на посадку, командир экипажа сообщил о непосадочном положении. Не значит ли это, что уже при подлете к взлетке в первый раз что-то пошло не так?
 
- Скорее всего, заклинило руль высоты, - рассказал нам источник в комиссии по расследованию причин авиа­катастрофы в Казани, уточнив, что раньше с подобной проблемой сталкивались и на советских самолетах.
 
 
А еще сказал, что в этот момент "пропала вся механическая информация". То есть приборы ничегошеньки не показывали. Иными словами, пилот "ослеп". Видимо, о проблеме с рулем высоты он знал еще при первой попытке приземлиться. Именно поэтому и принял решение рискнуть и уйти на второй круг, переведя самолет в ручное управление - чтобы попробовать сесть без руля высоты.
 
В момент, когда диспетчер дал добро на второй круг, пилот нажал кнопку TOGA, и автомат мгновенно изменил конфигурацию самолета с посадочного режима на взлетный. Но и ручное управление не спасло положения.
 
- Мы не сядем, - лишь констатировал Салихов.
 
По данным источника, экипаж ничего не мог сделать, чтобы спасти пассажиров. Ведь именно заклинивание руля высоты приводит к сваливанию в штопор - самолет вертикально входит в землю. Уменьшается подъемная сила, и машина падает. "Боинг-737" боролся за жизнь несколько секунд. Но шансов избежать катастрофы уже не было.
 
 
 
СПРАВКА "КП" 
 
Что это такое
 
Заклинивание - это чрезмерное увеличение нагрузки на ручку управления рулем высоты из-за роста скорости самолета. 3аклинивание руля высоты появляется, например, в случае затягивания в пикирование, для вывода из которого при взятии ручки на себя не хватает усилий летчика.