На этой неделе Верховная Рада решила бороться за культуру на дорогах и подняла штрафы для недобросовестных водителей, которые садятся за руль в нетрезвом виде. За это проголосовало большинство народных депутатов - 260 из 380 зарегистрированных в зале.
Потенциальный преступник
По словам автора законопроекта Владимира Олейника из Партии регионов, написать законопроект его побудили две серьезные проблемы.
- Это вождение в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, - рассказывает он. - Спросите любого человека, и он вам скажет, что пьяный за рулем - это потенциальный преступник. И каждый уверен, что реагировать на это надо как можно жестче, поэтому мы и пошли на повышение штрафов.
По расчетам авторов, повышение штрафов поможет снизить аварийность на дорогах примерно на четверть. Это засвидетельствовали не только наши эксперты, но и зарубежный опыт, где за вождение в нетрезвом виде можно расстаться со всей своей зарплатой.
На дорогах гибнет больше, чем в афганской войне
Такие жесткие меры по отношению к принявшим на грудь водителям поддерживают большинство опрошенных нами пешеходов, политиков, общественных деятелей, да и самих водителей.
- То, что происходит на украинских дорогах, то, с какой дерзостью водители нарушают правила дорожного движения, - это уже, наверное, какая-то болезнь. Иначе чем объяснить тот факт, что за два года на украинских дорогах гибнет столько же людей, сколько советских солдат в Афганистане за десять лет, - считает депутат от Партии регионов Виталий Журавский.
За семь месяцев этого года работники Госавтоинспекции зафиксировали 109 тысяч фактов управления автомобилями в нетрезвом виде. Это на 3,2 процента больше, чем в прошлом году. По данным статистики, аварии на украинских дорогах случаются почти каждые 15 минут. Примерно на сотню ДТП приходится пятнадцать смертей. Как свидетельствует статистика по другим странам, это самый высокий показатель в Европе. Так, к примеру, в Германии и Португалии аварии случаются в 7-8 раз реже. Во Франции и Венгрии - в 3-4 раза реже. Но из-за незначительного наказания раньше виновникам происшествий на дорогах все это сходило с рук.
За повторное нарушение - до 12 тысяч гривен
По большому счету, взывать к совести и разуму любителей "заложить за воротник" и сесть за руль - напрасная потеря времени. Ведь не зря говорят, что пьяному и море по колено. Из действенных стимулов только и остается - повышать штрафы. По новым правилам вдвое повышаются не только штрафные санкции, но и сроки лишения прав для тех, кто водит транспорт в нетрезвом состоянии. Кроме того, закрыт пробел в законодательстве в той части, где говорится о людях, лишенных права на управление, но все равно пользующихся машиной. Для таких штрафы повышены до 11-12 тысяч гривен, предусмотрен административный арест и исправительные работы. Кроме того, у горе-водителей планируют изымать транспорт. (Подробнее см. НАШУ СПРАВКУ)
Закон еще не вступил в силу. Он ждет подписи президента. У него есть на это 15 дней. Затем документ опубликуют, а на следующий день он заработает.
Что изменится
МНЕНИЕ ГАИ
"Это должно заставить задуматься"
- Штрафы - это своего рода сдерживающий фактор для водителей, - рассказали "КП" в Госавтоинспекции. - Не секрет, что у нас есть проблема - пьяные водители. Только в одном Киеве ежедневно автоинспекторы фиксируют до 40-50 случаев вождения в нетрезвом виде. Очень волнует и статистика ДТП, которые совершают водители "под градусом". Ужесточение ответственности за вождение в нетрезвом виде назрело. Это должно заставить наших водителей задуматься перед тем, как сесть за руль выпившим.
НАША СПРАВКА
Как вырастут штрафы
Денежные санкции против нарушителей повышают вдвое - с 3400 до 7650 гривен. При этом пьяных водителей будут на год или два лишать права вождения. К тому же если человек повторно сядет за руль в неадекватном состоянии, то он распростится с правами на срок от четырех лет, у него заберут машину на штрафстоянку, а чтобы ее вызволить, надо будет заплатить дополнительно штраф. В законе говорится и об усилении ответственности за отказ от пользования ремнями безопасности, за тонировку стекол и разговоры по мобильному телефону во время движения.
В Верховной Раде рассчитывают, что, кроме реальной пользы на дорогах, такие меры помогут наполнить бюджет.
ЧТО ИЗМЕНИТСЯ
МНЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
"Чем выше штраф, тем меньше аварий"
- Я всегда придерживаюсь своих принципов и за свою жизнь ни разу не сел за руль пьяным, потому мне все равно, каким будет штраф за пьяное вождение - хоть сто тысяч гривен, - говорит Сергей Губенко, водитель с 15-летним стажем. - Главное, чтобы это было эффективно и помогло уменьшить аварийность на дорогах. Всем известно, наши водители привыкли откупаться от гаишников. Чем выше будет штраф, тем меньше вероятность, что водитель останется невиновным. Все-таки страх лишиться машины или залезть в непомерные долги должен у многих отбить желание садиться за руль выпившим.
"Если водитель не может себя контролировать, лучший способ - бить рублем - Я считаю, что штраф в размере семи тысяч за такое "удовольствие", как вождение в нетрезвом виде, - это еще снисхождение со стороны законодательных органов, - считает Катерина Кривец, водитель с 10-летним стажем. - Нужно понимать последствия своего решения пить за рулем. Кто-то скажет: "Ну что случится, если я выпью 100-150 граммов водки? Пронесет. Но кто может гарантировать, что в дальнейшем человек не захочет эту дозу удвоить, утроить? В результате рассеянное внимание, заторможенность действий и самое страшное - ДТП. Если такой водитель сам не может себя контролировать и не пить, самый лучший способ - бить рублем.
Я несколько лет училась в Англии и хочу отметить, что в этой стране очень строго подходят к вопросу вождения в нетрезвом виде. За такое вождение там предусмотрен самый высокий штраф в Европе - до семи тысяч евро.
"За легкомыслие нужно отбирать машину"
- Штрафы за пьянку за рулем должны быть как можно больше, - уверен Денис Сергеев, водитель с 12-летним стажем. - Также за такое легкомыслие нужно отбирать машины, а водителей отправлять за решетку. Ведь пьяница за рулем - это тот же убийца. Это все равно что мартышке дать заряженное ружье и выпустить ее в город. Уверен, даже те люди, которые позволяют себе опрокинуть рюмку и сесть за руль, поддержали бы повышение штрафов.