Самолет в Казани разбился из-за ветра и неопытности пилотов?

Крушение "Боинга-737" унесло 50 жизней. Мы спросили экспертов: почему это случилось и что происходит в авиации?

Пятьдесят человек. 44 пассажира и шесть членов экипажа. Когда самолет вертикально врезается в землю, шансов остаться на ней нет ни у кого... Фото: РЕЙТЕР.

Вечером 17 ноября из московского аэропорта "Домодедово" в Казань вылетел лайнер Boeing-737 авиакомпании "Татарстан". На борту было 44 пассажира, то есть самолет летел полупустым. По расписанию он должен был приземлиться в Казани в 19.40. Но с первого раза сесть не смог. При заходе на второй круг самолет зашатался и через 10 минут рухнул на землю. За несколько секунд до этого летчики сообщили на землю о неготовности оборудования. "Мы не сядем!" - это были последние слова пилота перед крушением... От удара о землю топливный бак "Боинга" загорелся. Пылающий самолет тушили почти час.
 
Среди погибших - старший сын президента Татарстана Ирек Минниханов. За несколько месяцев до гибели он сыграл свадьбу с красавицей француженкой Антонией Гишар. Она часто сопровождала мужа в командировках. Но в этот раз Ирек не взял супругу с собой - все-таки восьмой месяц беременности...
 
На борту также был глава УФСБ Татарстана Александр Антонов, жена и дочь известного спортивного телекомментатора Романа Скворцова... Погибли жители Татарстана, Московской, Рязанской, Тюменской, Липецкой и многих других областей...
 
Почему это произошло?
 
- Сейчас сложно судить о том, что именно стало причиной катастрофы в Казани. Но любое авиационное происшествие держится на трех китах: действия человека, технические проблемы и условия окружающей среды, - говорит Рафаил Аптуков, президент некоммерческого партнерства "Безопасность полетов". - Как правило, к трагедии приводит не какой-то один из этих факторов, а их совокупность. Думаю, в данном случае тоже было так: кто-то недоработал либо на земле, либо в воздухе, плюс погодные условия были непростыми, к тому же вопросы может вызвать и подготовка воздушного судна к полету. 
 
Не исключает погодную версию и Валерий Шелковников, президент консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов". И считает, что технические проблемы тут ни при чем.
 
- Думаю, претензии к состоянию самолета здесь могут быть необоснованны, - полагает Валерий Георгиевич. - Если бы были технические проблемы, они бы с большой долей вероятности проявились еще на взлете. По информации на данный момент, во время полета командир ничего не говорил об отказе техники. А вот погода хоть и была в пределах нормы, но развивалась неприятная для экипажа тенденция. Когда лайнер подлетал к аэродрому, видимость была в пределах 10 км, потом снизилась до пяти, появилась дымка. Плюс снег с дождем, порывы ветра до 12 м/сек. Затем перед самым заходом на посадку снизилось атмосферное давление и температура совпала с точкой росы - плюс 3 градуса - это условия для образования тумана...
 
К тому же, по мнению эксперта, на ситуацию мог повлиять и пресловутый человеческий фактор.
 
- По законам авиации, если пилот не видит полосу, он должен уйти на второй круг. Если и после этого не видит, нужно уходить на запасной аэродром. Почему он этого не сделал? Возможно, зная о том, что на борту находятся важные люди, пилоты пытались сделать все, чтобы посадить самолет по расписанию.
В авиакатастрофе погибла гражданка Украины Маргарита Ошуркова из Кременчуга. В России она работала: контролировала химический состав воды в разных регионах. Много летала, только за последний месяц было 17 перелетов. Фото: соцсети.
 
Почему 20-летний самолет продолжал летать?
 
- В Советском Союзе самолеты списывали после 15 - 18 лет эксплуатации, - рассказывает Валерий Шелковников. - Но в мире сейчас разное отношение к лайнерам с долгим сроком службы. Так, в авиапарках компаний США в силу разных причин немало старых самолетов, которые летают больше 20 лет. В России ведущие авиакомпании страны стараются обновлять свой парк. Но это их желание - закон не обязывает владельцев списывать лайнеры после определенного срока службы. Что же касается конкретного "Боинга", то при соответствующем техническом обслуживании он мог бы успешно летать и дальше.
 
- Для воздушного судна такого класса 20 лет - небольшой срок, - говорит бывший командир "Боинга" Владимир Кириллов. - Если, конечно, он вовремя проходит все регламентные работы и проверки. 
 
Те самолеты, которые к нам попадают из Европы, на порядок надежнее тех самолетов, которые к нам попадают из Латинской Америки, из США (не говоря уже об Уганде, где летал тот "Боинг"). Европейцы за своими воздушными судами следят серьезнее. 
 
Насколько опытные пилоты управляли лайнером?
 
По словам бывалых летчиков и экспертов, в российской авиации сейчас существует недостаток квалифицированных кадров. Ведущих авиаперевозчиков страны это практически не касается: там и зарплаты на уровне, а значит, нет недостатка в классных пилотах. А вот в небольших компаниях проблема, по словам специалистов, стоит остро...
 
Общий стаж командира злополучного рейса Рустема Салихова - 21 год. Однако до недавнего времени на "Боингах" он был вторым пилотом.
 
- Летчик стал командиром этого корабля, имея налет на нем около 500 часов. Я считаю, этого мало, - говорит Валерий Шелковников. - Раньше, для того чтобы стать командиром экипажа, требовалось не менее 1000 часов налета.
Одно из сообщений в Твиттере после катастрофы.
 
Кто контролирует состояние самолетов?
 
- Во многом этот вопрос сейчас на совести самих авиакомпаний, - говорит Рафаил Аптуков. - Существует множество документов, по которым работают авиакомпании. Например, руководство полетной эксплуатации воздушного судна. В нем прописано все до мелочей: когда должны проводиться проверки, замена каких-либо комплектующих и т. д. 
 
Но насколько строго в авиакомпаниях выполняются предписания всех этих документов? Зачастую это зависит только от владельца самолета. 
 
А как у нас? 
 
В Украине старых "Боингов" полно 
 
В Украине на отечественных перевозчиков зарегистрировано 14 самолетов подобных разбившемуся в Казани. Больше всего "Боингов 737-500" трудится на рейсах компании МАУ - 10 бортов. При этом самому старому из них 23 года, а самому молодому - 16 лет.
 
Еще три борта "пятисотых" зарегистрированы на "почивший в Бозе" "Аэросвiт". И еще один восемнадцатилетний самолет эксплуатирует компания "Эйр Оникс". Всего же в Украине зарегистрировано 46 летающих суден "Боинг 737" различных модификаций.