Это последняя пленарная неделя перед саммитом в Вильнюсе, и на нее были большие планы. Помимо повседневной работы - ратификации международных соглашений, финансовых и социальных законопроектов - в четверг депутаты обещали определиться с изменениями в избирательном законодательстве и о порядке работы прокуратуры. А во вторник - о лечении заключенных за рубежом.
Это так называемые евроинтеграционные законопроекты. Они открывали "список Фюле", в Европе говорили, что без этого списка Евросоюз не пойдет на подписание Соглашения об ассоциации. Комиссар Штефан Фюле, который отвечает за расширение Евросоюза, не забыл о своем списке и сейчас. В начале заседания он показался в кулуарах и, не реагируя на заинтересованные взгляды журналистов, прошагал в кабинет спикера.
Тем временем в зале, перешучиваясь, собирались депутаты. В кулуарах возле журналистской ложи промелькнул Олег Ляшко. Почему он так загадочно улыбался, стало понятно через час. Во время выступления с трибуны представительницы Партии регионов Анны Герман его многолетний помощник, кандидат в депутаты по одному из округов, забросал депутатов листовками с надписью "Юле волю!". От его выходки никто не пострадал, хотя сидящие непосредственно под ложей депутаты нервно вздрогнули. Чуть позже в зал заседаний упала деталь от фотоаппарата. Кто ее уронил, неизвестно.
Это была явная провокация. С месяц-другой по Раде ходили разговоры о том, что фотографы слишком низко перегибаются над перегородкой и рискуют свалиться на головы членам Партии регионов. Или же выронить объектив и расквасить кому-то нос. Поэтому в ложе прессы надо поставить стекло.
Надо сказать, ничего подобного до вчерашнего дня никогда не было. Скорее, депутаты хотят поставить барьер, чтобы поменьше попадать в объективы. Ведь журналисты ведут фотоохоту за секретными SMS, крупным планом фотографируют документы. Ясно, это никому не нравится.
Теперь у спикера Владимира Рыбака появился повод установить стеклянную перегородку. Медлить он не стал.
- Тот, кто бросал что-то сверху, больше этого делать не будет. Я дал команду - и его больше не пустят в Верховную Раду. Я дал команду - мы закроем стеклом, чтобы больше ничего не кидали сверху, - распорядился он на вечернем заседании.
Так что стекло рано или поздно появится. Теперь это только дело времени.
После инцидента с листовками спикер предложил депутатам принять повестку дня на неделю, в которой в самом начале стояли четыре варианта решения "вопроса Тимошенко". На любой вкус, как говорится. Но его предложение вызвало гул недовольства среди оппозиции.
- Они бы все равно не приняли ни один из этих законопроектов, - уверен "ударовец" Павел Розенко.
- Зачем терять время? Ни один из четырех законопроектов не набрал бы голосов, - оправдывался позже представитель "Батькiвщини" Сергей Сас. - Лучше разработать еще один законопроект и проголосовать за него в четверг.
Хотя, по его же собственному определению, межфракционная рабочая группа, которая разрабатывает дополнительный проект о лечении Тимошенко, в тупике. У депутатов разные взгляды на процедуру выезда заключенных за рубеж, и уступать никто не собирается. Нет никаких признаков, что законопроект появится к завтрашнему утру. Впрочем, куда им спешить...
КОМПЕТЕНТНО
Политолог Владимир Фесенко: "Тянут время"
- Вне парламента идет большая тактическая игра. Вопрос Тимошенко используется в переговорах и с Брюсселем, и с Москвой. Европу подталкивают к подписанию соглашения без решения этой проблемы. России показывают, что мы можем не подписать договор, но в то же время вполне готовы подписать. Ждут, кто пойдет на уступки раньше, и с решением "дела Тимошенко" не торопятся, до последнего тянут время. Если бы за один из законопроектов проголосовали, то не было бы никакой интриги. А так ее сохранят вплоть до саммита.
КСТАТИ
Финансовые пирамиды еще раз запретили
Верховная Рада сделала первый шаг к запрету деятельности последователей Мавроди. Во вторник депутаты приняли в первом чтении законопроект о финансовых пирамидах.
В пояснительной записке авторы, эксперты Кабмина, объясняли, что нынче это серьезная проблема. По словам первого вице-премьера Сергея Арбузова, из-за законодательных пробелов с мошенниками не могли бороться ни налоговики, ни правоохранители. Запрещают создание пирамид только нормы Закона "О защите прав потребителей", но они несовершенны и их можно было довольно легко обойти. Поэтому понадобился специальный закон.
Этот закон дает определение схем пирамид, запрещает их рекламировать и вводит уголовную ответственность организаторов, которых можно упрятать за решетку на срок до 8 лет с конфискацией.