Судьи по-прежнему слушают прокуроров, а СИЗО понемногу загружаются

Безусловно, прогрессивный Уголовно-процессуальный кодекс пока оправдал не все ожидания.

Фото: Thinkstock.

Прошел год с тех пор, как в Украине заработал новый Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), призванный внести в криминальную юстицию гуманизм и таким образом приблизить нас к Европе. Получилось или нет, судить по такому короткому сроку рано. Но некоторые тенденции, считают эксперты "Комсомолки", уже можно проследить: позитивные и не очень.  
 
КАЖДОМУ ОПРАВДАНИЮ - ПО АПЕЛЛЯЦИИ
 
Главное, чего ожидали от нового кодекса, это роста количества оправдательных приговоров. Но по данным экспертов Центра политико-правовых реформ, которые опираются на статистику Государственной судебной администрации, картина выглядит не очень оптимистично (см. таблицу). 
 
- Притом что в новом кодексе предусмотрена равная состязательность сторон обвинения и защиты, во многих случаях обвинение доминирует, как и раньше, - считает киевский адвокат Дмитрий Божок. - По новому УПК судья обязан проводить свое следствие, взвешивая и оценивая все доказательства. Но продолжают срабатывать стереотипы, судьи по-прежнему прислушиваются к представителям государственного обвинения и склоняются на их сторону. 
 
Отрицательным явлением правозащитники считают и то, что прокуратура, как и раньше, считает обязательным обжаловать каждый оправдательный приговор в апелляционном порядке, даже если очевидно, что следствие проводилось непрофессионально или с нарушениями. Так произошло и с первым, пока единственным в Украине оправдательным приговором, который вынес в городе Сумы суд присяжных. В остальных десяти случаях присяжные заседатели, как и судьи, поддержали сторону обвинения.   
 
Решения судов в отношении подозреваемых
 
 
По данным ГПУ.
 
БЕСПЛАТНЫЕ АДВОКАТЫ ХОТЯТ ДЕНЕГ
 
С 1 января в Украине заработал институт оказания вторичной бесплатной правовой помощи: те, кто не в состоянии оплатить услуги адвоката, могут получить его за государственный счет. Но качество бесплатных услуг, как и следовало ожидать, оказалось достаточно низким. К такими выводу, в частности, пришел "Дом свободы в Украине", проведя анкетирование заключенных.
 
- Некоторые респонденты говорили, что адвокаты все рано требуют деньги с родственников, мотивируя это сложностью дела. Некоторые показывали, что встречались с защитником только в день задержания, а потом - в суде, - говорит правозащитник Татьяна Яблонская. - Безусловно, есть люди, которые хорошо работают, ценя свою репутацию. Но новый УПК отстранил от защиты родственников арестованных. А они подчас лучше дипломированных адвокатов вникали в тонкости дела и отстаивали интересы близкого человека.
 
Адвокаты, в свою очередь, тоже не очень довольны положением вещей. Уравнение в правах представителей обвинения и защиты во многом оказалось декларативным.
 
- Так же, как и прокурор, я имею право делать запросы. Но мне могут отказать в ответе, ссылаясь на то, что информация затрагивает чью-то частную жизнь, а прокурору - нет, - замечает адвокат Вячеслав Бондарь. - Также мне могут отказать во встрече со свидетелем обвинения до суда. А к прокурору он придет непременно. Адвокат не может войти в зал заседаний суда, чтобы лишний раз переговорить с клиентом, пока судья не займет свое место, а прокурору дано такое право. 
Несмотря на то что следственные изоляторы удалось частично разгрузить, условия в них остаются далекими от европейских норм. Фото: Максим ЛЮКОВ.
 
 
ПРОСТУПОК ЕСТЬ, НО НЕТ ЗАКОНА
 
Самую большую нагрузку с введением нового УПК ощутили следователи милиции. Сейчас на их штат в 17,5 тысячи приходится около 1,5 миллиона уголовных производств. В среднем от 60 до 100, а то и больше на человека в месяц. Не удивительно, что многие дела затягиваются, что вызывает недовольство людей. 
 
По мнению доцента Донецкого юридического института Василия Фаринника, решить проблему должен закон о криминальном проступке, проект которого уже внесен в Верховную Раду. 
 
- Такое понятие, как криминальный проступок, предусмотрено в новом УПК, но пока не имеет материального подкрепления, - говорит Василий Фаринник. - Когда закон будет принят, до 140 нынешних составов преступлений будут декриминализированы. Это на 40% уменьшит нагрузку на следователей и освободит множество людей от пятна судимости и тех негативных последствий, которые она влечет. 
 
Из безусловных плюсов нового кодекса эксперты отмечают, что по сравнению с 2012 годом на 25% уменьшилось количество уголовных процессуальных задержаний и на столько же - количество проводимых обысков и таких негласных следственных действий, как тайная слежка и прослушивание разговоров. 
 
По старому УПК
 
По новому УПК 
 
По данным Центра политико-правовых реформ.
 
А "СТАРЫМ" СКАЗАНО: СИДЕТЬ!
 
Главным достижением нового кодекса - это отмечают все без исключения - является более широкое применение к задержанным мер, которые не связаны с лишением свободы. В то же время в Центре политико-правовых реформ считают тревожным такой показатель: количество ходатайств следственных органов об аресте возрастает, а не снижается. Если в первом квартале этого года подавалось в среднем 4000 ходатайств ежемесячно, то в июле-августе уже по 5000. 
 
Таким образом потихоньку начинают наполняться ранее разгруженные СИЗО, что отмечают и аналитики "Дома свободы в Украине". По данным организации, при старом УПК следственные изоляторы страны принимали ежемесячно в среднем 4000 арестантов. Когда ввели в действие новый кодекс, число упало до 900. Сейчас наблюдается цифра в 1200-1300 человек.  
 
Хотя сам факт, что новый УПК существенно уменьшил количество узников следственных изоляторов почти на 53%, все называют достижением. И эта цифра могла бы быть выше, если бы более четко были прописаны переходные положения между старым и новым кодексом. 
 
"По переходным положениям сейчас сидят примерно две трети узников Лукьяновского СИЗО. Я нахожусь здесь по экономической статье уже год и восемь месяцев, - написал в редакцию "КП" подсудимый киевлянин Тимур Евлах. - Ко мне нет индивидуальных исков от пострадавших, основной свидетель отказался от ранее данных против меня показаний. Я не представляю социальной опасности, сотрудничал со следствием, у меня двое детей, один ребенок - грудной. Если бы дело начинали по новому кодексу, ко мне бы применили залог, в крайнем случае домашний арест. Но судят меня по старому кодексу и меру пресечения не изменяют".  
 
Подсудимые по старому кодексу не могут рассчитывать и на такой прогресс, как соглашение о признании вины. По данным Генпрокуратуры, сейчас такой договор подписывается по каждому шестому из направленных в суд уголовных производств. Один из ярких примеров - экс-директор Киевского дворца пионеров, которого осудили за взятку на 5 лет. Но после подписания соглашения суд назначил штраф в 17 тысяч гривен. 
 
КСТАТИ
 
В рамках действия нового УПК в следственных изоляторах разных регионов Украины 94 комнаты оборудованы для дистанционных допросов. В них установлены 63 системы видео-конференцсвязи. В режиме видео уже проведено около 3000 судебных заседаний.
 
Электронные браслеты были надеты на 129 домашних арестантов. Всего МВД приобрело 527 комплектов электронного контроля.