Эксперт рассказал, почему пилоты в Казани пошли на второй круг

Вадим Лукашевич прокомментировал авиакатастрофу в Татарстане.

Вадим Лукашевич - доктор технических наук, независимый эксперт космического кластера Фонда "Сколково" - прокомментировал крушение Boeing-737 в Казани. Он рассказал о посадочной конфигурации, неисправности закрылок и почему летчики пошли на второй круг.
 
- Какие выводы напрашиваются у вас после того, как вы изучили все известные сейчас обстоятельства трагедии в Казани?
 
- Сейчас еще достаточно мало, рано еще говорить о каких-то конкретных версиях.  Потому что мы можем сейчас оперировать в основном только тем, что имеется в СМИ. Эксперты только приступили к работе. И основные выводы будут в течение ближайших дней. Они будут… по данным расшифрованных "черных ящиков". Но сегодня возникают вопросы на ту информацию, которая у нас сегодня есть.
 
- Давайте их задавать.
 
- Во-первых, появилась информация о том, что меня насторожило, что диспетчер, который вел переговоры с пилотами, так объясняет причину ухода самолета на второй круг, что экипаж запросил уход на второй круг, потому что самолет был не в посадочной конфигурации. Это очень странно. Потому что посадочная конфигурация в данном случае - это выпущенные шасси и механизация крыла, в первую очередь закрылки, в посадочное положение.
 
Это значит, что либо закрылки не были в нужном положении (это отчасти объясняет очень большую вертикальную скорость снижения, что привело к такому удару), либо невыпуск шасси. Это достаточно серьезно. И пилоты, как правило, выпускают посадочную механизацию и шасси еще на глиссаде, на достаточной высоте. Поэтому, если шасси не вышло,  летчики должны были об этом сразу сообщить на землю. Если механизация не выпущена, то же самое. Причем механизация крыла еще ведь выпускает еще, может быть, не такой угол большой, но она еще на взлете. Такой ощущение, что летчики просто обнаружили, что самолет не в посадочной конфигурации, и попросили уход на второй круг. Это очень странно.
 
- В чем заключается странность? Как должны были вести себя пилоты в стандартной ситуации?
 
- Стандартный набор действий: сначала самолет входит в зону действия ответственности аэропорта. Совершает предпосадочные маневры. После чего он входит на посадочную глиссаду. Он находится по осевой полосе. И в этот момент он приводит себя в посадочную конфигурацию. Он выпускает закрылки, предкрылки на максимальный угол отклонения, в посадочную конфигурацию. Экипаж это видит. И уже перед касанием, на высоте достаточно небольшой – 100-150 метров – выпускаются шасси, в последнюю очередь. После чего он снижается, и происходит касание. Любое отклонение в работе систем экипаж должен фиксировать.
 
- Получается, что летчики, докладывая о том, что у них непосадочная конфигурация, должны были сообщить диспетчеру, что именно не в порядке? И только после этого уходить на второй круг или еще что-то предпринимать?
 
- Не совсем. Летчики перед посадкой должны провести определенные манипуляции. Сначала выпустить закрылки. Потом выпустить шасси. И каждый этот момент, исполнение его надлежащее контролируется. Оно должно быть либо автоматом, если шасси выпущено, то летчики могут об этом не сообщать. Но если оно не вышло, они обязательно должны были сообщить и принять некие меры. Здесь ситуация выглядит так, как будто все было нормально, и вот за несколько секунд до этого удара летчики сообщают, что они не в посадочной конфигурации. Такое ощущение, что они просто обнаружили, что у них непосадочная конфигурация, и попытались уйти на второй круг. Сама по себе эта ситуация очень странная. Конечно, нужно понимать, что они говорили за минуту до этого удара, за две, за три. И в каком именно состоянии был самолет, что у них было выпущено, а что не было. Сейчас можно только гадать и задавать вопросы.
 
Напомним, Boeing-737 разбился при заходе на посадку в воскресенье вечером. В результате ЧП погибли 50 человек.